Деградация института убежища в России и новые антирекорды миграционных служб: статистика за 2017 год и ее краткая аналитика

Ко Всемирному дню беженцев Комитет «Гражданское содействие» публикует данные о состоянии института убежища в России в 2017 году. Все стало еще хуже, чем было раньше. Материал подготовлен аналитиком организации Константином Троицким.

Российским миграционным службам, входящим теперь в МВД РФ, в 2017 году удалось обновить много антирекордов, вот некоторые из них:

по количеству обладателей статуса беженца (592 человека) на конец года, которое стало минимальным значением, начиная с 2007 года;

— по минимальному с 2009 года числу тех, кому удалось обратиться с ходатайством о признании беженцем (619 человека);

— по количеству признанных беженцев в течение года (33 человека), что представляет собой минимальное значение, начиная с 2005 года;

— по минимальному за последние десять лет числу (2008 человек) тех, кто на конец 2017 года обладал статусом временного убежища в России, если не считать данные по гражданам Украины;

— по минимальному с 2013 года числу, состоящих на учете МВД РФ граждан Украины, обладающих временным убежищем.

О ситуации в мире и России

По данным Управления Верховного Комиссара по делам Беженцев ООН (УВКБ ООН), в мире на конец 2017 года число вынужденно перемещенных лиц возросло на 2,9 млн. в сравнении с предыдущим годом, достигнув 68,5 млн. человек. Из них 25,4 млн. человек – беженцы (в 2016 году – 22,5 млн.), 40 млн. человек  – вынужденные переселенцы внутри страны своего гражданства, а также 3,1 млн. человек – лица, ищущие убежища. Никогда после Второй мировой войны в мире не насчитывалось такого количества беженцев.


Диаграмма 1. Число вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, ищущих убежище, в мире с 2007 до 2016 года (согласно данным УВКБ ООН).

В России официальным статусом беженца, который соотносится с Конвенцией ООН «О статусе беженцев», на конец 2017 года обладали всего 592 человека. Это составило минимальное значение за многие годы (с 2007 года). Чуть более 125 тыс. человек, 98% (или 123 тыс. человек) из которых составляли граждане Украины, имели статус временного убежища. Если суммировать число признанных российскими миграционными службами беженцев и тех, кто имел на конец 2017 года статус временного убежища, то самая большая по территории страна в мире дала убежище 0,5% от общего числа беженцев в мире. При этом, если последние несколько лет число беженцев в мире росло, то в России число тех, кто имел статус беженца или временного убежища, после резкого всплеска, связанного с конфликтом в Украине, быстро снижалось.


Диаграмма 2. Число лиц, имевших статус беженца или временного убежища в Российской Федерации на конец года или начало следующего 2007-2017 гг. (согласно данным ФМС России и МВД РФ)

Комитет «Гражданское содействие» неоднократно писал о том, что институт убежища в России функционирует из рук вон плохо. Наиболее полно ситуация была описана в докладе «Россия как страна убежища», изданном Комитетом «Гражданское содействие» в 2015 году. Основные причины в 2017 году оставались теми же, что и во многие предшествующие годы: от различных и порой изощренных препятствий при попытках подать ходатайство о признании беженцем или заявление о предоставлении временного убежища до барьеров на пути реализации права на обжалование отказов в убежище. В приемной миграционной службы по Москве беженцы, а также сопровождающие их лица по-прежнему сталкивались с открытым хамством и отказами принимать документы с просьбой предоставить убежище в России.

За последний год появились и некоторые противоправные новшества. Например, в системном порядке людей, приходящих в отделение миграционной службы по Московской области (УВМ ГУ МВД РФ по Московской области) просить убежище, прямо оттуда по звонку сотрудников, принимающих заявления, стала забирать полиция для привлечения к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства. Только после судебного заседания и демонстрации оплаты штрафа таких людей при повторном обращении допускали к процедуре получения убежища. Эта ситуация была описана в небольшом докладе «Оброк на спасение: о штрафах при допуске к процедуре обращения за убежищем», опубликованном на сайте Комитета «Гражданское содействие» осенью 2017 года.

Политическая установка остается главной причиной печальной, если не трагической ситуации с правами беженцев в России. По личному указанию сверху российские миграционные службы способны принять существенные группы беженцев, как это происходило с гражданами из двух восточных областей Украины. Но когда такого указания нет, то миграционные службы часто совершенно произвольно отказывают в любом виде убежища. Порой от принудительного выдворения людей, которых при возращении на родину ожидают пытки, защищает только постановление Европейского суда по правам человека. Впрочем, как это случилось, например, с заявителями Комитета «Гражданское содействие» гражданином Таджикистана Хуршедом Одинаевым и гражданином Китая Ли Данем, такое постановление еще не значит, что человека выпустят из депортационного центра (Центр временного содержания иностранных граждан) на свободу.

Ниже приведены статистические данные о миграционной ситуации в России за 2017 год. Но надо сразу отметить, что предлагаемая государственными органами обществу статистика, которая и до этого была скудной и ограниченной, в 2016 году стала еще менее детализированной. Не улучшилась ситуация и в 2017 году. Так, в разделе Главного управления по вопросам миграции МВД РФ в Интернете нет никакой статистической информации о беженцах. Отдельные показатели публикуются Федеральной службой государственной статистики, а некоторые данные, которые ФМС России публиковала в открытом доступе, теперь доступны лишь по специальным запросам, направляемым в МВД РФ.

Несмотря на печальное состояние института убежища в России в 2016 году, ситуация в 2017 году в количественном (да и в качественном отношении) существенным образом не изменилась, а по ряду параметров ухудшилась. Так, на 1 января 2018 года в стране оказалось всего 592 обладателя официального статуса беженца. Резко, почти в два раза, сократилось и число обладателей временного убежища.

Беженцы Лица, получившие

временное убежище

На 1 января 2018 года На 1 января 2017 года На 1 января 2017 года На 1 января 2016 года
Всего 592 598 125442 228392
Азербайджан 7 8 8 10
Афганистан 305 292 356 417
Грузия 31 34 167 226
Казахстан 1 1 4 3
Киргизия 3 2 22 21
Россия
Сирия 2 2 1128 1317
Таджикистан 7 7 16 26
Туркмения 5 7
Узбекистан 19 18 60 82
Украина 166 188 123434 226044
другие страны 51 49 242 241

Таблица 1. Распределение беженцев и лиц, получивших временное убежище по странам прежнего пребывания (Согласно данным Федеральной службы государственной статистики).

Надо напомнить, что иностранные граждане, ищущие убежища, претендуют на получение:

На бумаге есть еще особый статус политического убежища, базой чему служит Приказ Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746. Более того, на бумаге этот статус порой подает признаки жизни, что выразилось в изменениях, внесенных в него в 2012 году. Проблема только в том, что по информации Комитета «Гражданское содействие» за 21 год существования этот статус был предоставлен только одному человеку.

Статус беженца в 2017 году

C конца 90-ых годов прошлого века число лиц, имеющих официальный статус беженца в России, сократилось в сотни раз, упав с 240 тыс. человек на конец 1997 года до 592 человек на конец 2017 года (падение в 400 раз!). Начиная с 2008 года, число обладателей статуса беженца в России колебалось между 600 и 800. Но в 2016 году значение вышло за этот промежуток, составив 598 человека, а в 2017 году упав до 592.


Диаграмма 3. Число лиц, имевших статус беженца в Российской Федерации на конец года или начало следующего 1997-2017 гг. (согласно данным ФМС России и МВД РФ)

Если посмотреть, кто в России имел на конец 2017 года заветный статус беженца, то 85% от всех его обладателей, были выходцами из трех стран: Афганистан (305 человек), Украина (166 человек) и Грузия (31 человека). Всего статусом беженца владели граждане 23 стран.

В 2017 году с ходатайством о признании беженцем в России удалось обратиться минимальному числу людей за все время, по которому в распоряжении Комитета «Гражданское содействия» имеется статистика по этому показателю (с 2009 года). Причина тому – уже упомянутые действия со стороны миграционных служб, которые не только не делают доступной процедуру ходатайства и информацию о ней, но наоборот, часто препятствуют подаче документов и отказывают в рассмотрении ходатайства по существу. В итоге в течение года по всей России только 619 лицам, ищущим убежища, согласно данным МВД РФ, удалось обратиться с ходатайством о признании беженцем.

Но даже из тех несколько сот человек, которым удалось преодолеть барьеры со стороны миграционных служб, только 33-ти чиновники решили выдать статус, что представляет собой минимальное значение, начиная с 2005 года.


Диаграмма 4. Число тех, кому удалось обратиться с ходатайством о предоставлении статуса беженца, а также тех, кто получил статус беженца в Российской Федерации на конец года с 2009 по 2017 гг. (согласно данным ФМС России и МВД РФ)

При этом, согласно данным МВД РФ, на конец 2017 года в более чем 50 субъектах Российской Федерации  на учете государственной миграционной службы не состояло НИ ОДНОГО беженца. Так, например, во всем Дальневосточном федеральном округе (9 регионов) на учете миграционных служб состояло всего 4 человека со статусом беженца, в Уральском (7 регионов) – 3, а в гигантском Сибирском федеральном округе (12 регионов) – ни одного беженца.

Округа Российской Федерации Численность лиц, состоящих на учете (чел.)
Центральный 481
Северо-Западный 23
Южный 15
Северо-Кавказский 41
Приволжский 25
Уральский 3
Сибирский
Дальневосточный 4

Таблица 2. Количество человек со статусом беженца, состоявших на учете в управлениях по вопросам миграции МВД России на конец 2017 года (согласно данным МВД РФ)

Временное убежище в 2017 году

Статус временного убежища в России – это «облегченная» версия статуса беженца. В случае с временным убежищем государство снимает с себя значительную долю ответственности и предоставляет этот статус только на срок до одного года. Не позднее 30 дней до окончания срока действия человеку надо вновь обращаться в миграционную службу о продлении статуса, что представляет собой сложную процедуру, почти совпадающую с подачей на этот статус в первый раз. Распространенной практикой российских миграционных служб является отказ в продлении статуса временного убежища без какой-либо уважительной причины. Сам статус, фактически, просто разрешает некоторое время легально работать и пребывать на территории России, не предлагая почти никакого содействия по адаптации и благоустройству со стороны государства.

На конец 2017 года на учете МВД РФ состояло 125442 человек, получивших статус временного убежища. При этом 98% из них были гражданами всего одной страны – Украины.


Диаграмма 5. Число лиц, имевших статус временного убежища в Российской Федерации на конец года или начало следующего с 2006 по 2017 гг. (согласно данным ФМС России и МВД РФ)

Если же не учитывать данные по гражданам Украины, то на конец 2017 года всего 2008 граждан других стран имели временное убежище в России. Это число – антирекорд за последние 10 лет. Из этого числа 80% принадлежали к выходцам трех стран: Сирии (1128 человека), Афганистана (356 человек) и Грузии (167 человек).


Диаграмма 6. Число лиц, имевших статус временного убежища в Российской Федерации на конец года с 2006 по 2017 гг., не учитывая данные по гражданам Украины (согласно статистике ФМС России и МВД РФ)

Если рассматривать статистику по обоим статусам, то три первых места по числу обладателей статуса беженца или временного убежища в России на конец 2017 года занимали выходцы из Украины (123600 человек), Сирии (1130 человек) и Афганистана (661 человека). Выходцы из этих трех стран (125391 человека) составляли 99.5% от всех, кому посчастливилось иметь статус беженца или временного убежища на конец 2017 года.


Диаграмма 7. Число лиц, имевших статус беженца или временного убежища и состоявших на учете в МВД России на конец 2017 года (согласно данным МВД РФ)

Имеет смысл внимательнее рассмотреть статистические данные по беженцам из Украины, Сирии и Афганистана.

Беженцы из Украины в России

Опираясь на статистику МВД РФ, количество пребывающих на территории России граждан Украины за последний год, если сравнивать показатели на первое октября 2016 и 2017 годов,  снизилось почти на 10% или 248,2 тыс. человек.


Диаграмма 8. Число пребывающих на территории Российской Федерации граждан Украины (тыс. человек) на указанную дату (по данным ФМС России и МВД РФ)

Если миграционные службы (сначала ФМС России, а затем и МВД РФ) имели четкое указание от верхушки российской власти о предоставлении гражданам Украины из Луганской и Донецких областей временного убежища, то в отношении статуса беженца такое распоряжение не поступало, поэтому его получили лишь очень немногие. В 2014 году миграционные службы, вероятно, еще не имели точных инструкций, поэтому допустили большое количество граждан Украины до ходатайства о предоставлении статуса беженца, впрочем предоставили его всего 4% от обратившихся. В 2015 году, видимо, чиновники уже просто не допускали заявителей к процедуре о признании беженцами, в результате чего число ходатайств упало в 20 раз.


Диаграмма 9. Число граждан Украины, которым удалось обратиться с ходатайством о признании беженцем, а также граждан Украины, кто получил статус беженца в Российской Федерации на конец года с 2013 по 2017 гг. (согласно данным ФМС России и МВД РФ)

Судя по мизерному числу удовлетворенных миграционными службами ходатайств, не очень удивительно, что граждан из Украины, которые обладали бы статусом беженца, в России последние пять лет было очень немного.


Диаграмма 10. Число граждан Украины, имевших статус беженца в Российской Федерации на конец года с 2013 по 2017 гг. (согласно статистике ФМС России и МВД РФ)

В случае предоставления статуса временного убежища гражданам Украины привлекает внимание очень резкое снижение количества обратившихся в 2017 году, по сравнению с пиковым значением в 2014 году – в 22 раза, и по сравнению с 2016 годом – в 2 раза. Кроме того, 2015 год демонстрирует, что в случае установки сверху миграционные службы выдают статус почти всем допущенным к процедуре.


Диаграмма 10. Число граждан Украины, которым удалось обратиться с заявлением о предоставлении статуса временного убежища, а также граждан Украины, кто получил этот статус в Российской Федерации на конец года с 2013 по 2017 гг. (согласно данным ФМС России и МВД РФ)

Число граждан Украины, обладающих статусом временного убежища, в 2017 году стремительно сокращалось, уменьшившись почти вдвое по сравнению с 2016 годом.


Диаграмма 11. Число граждан Украины, имевших статус временного убежища в Российской Федерации на конец года с 2013 по 2017 гг. (согласно статистике ФМС России и МВД РФ)

Многие граждане Украины в последние годы активно получали разрешения на временное проживание (далее — РВП) и виды на жительства (далее — ВнЖ). На конец 2017 года, согласно статистике МВД РФ, проживающих в России на основании РВП и ВнЖ граждан Украины было почти 350 тыс. человек.

Разрешение на временное проживание (РВП) Вид на жительство

(ВнЖ)

2017 год

(январь-декабрь)

2016 год

(январь-декабрь)

2017 год

(январь-декабрь)

2016 год

(январь-декабрь)

Принято решений о выдаче Проживает по  РВП Принято решений о выдаче Проживает по  РВП Принято решений о выдаче Проживает по  ВнЖ Принято решений о выдаче Проживает по  ВнЖ
97 тыс. 202 тыс. 130 тыс. 237 тыс. 67 тыс. 145 тыс. 64 тыс. 109 тыс.

Таблица 3. Число граждан Украины, получивших РВП и ВнЖ, а также проживающих в России на основании РВП и ВнЖ (согласно статистике ГУВМ МВД РФ на 2016 и 2017 годы)

Кроме того, 85,1 тыс. граждан Украины в 2017 году получили российское гражданство. Если  оценивать статистику с 2014 по 2017 годы, не принимая во внимание массовой выдачи российских паспортов в Крыму, то российское гражданство за этот период получило 277,3 тыс. граждан Украины.


Диаграмма 12. Число граждан Украины (тыс. человек), приобретших российское гражданство (тысяч человек), не считая массовой выдачи паспортов в Крыму (согласно статистике ФМС России и ГУВМ МВД РФ за 2014-2017 гг.)

Но активное предоставление вида на жительство и разрешения на временное проживание, а также массовое приобретение российского гражданства выходцами из Украины, лишь отчасти объясняет резкое снижение количества обладателей временного убежища из этой страны. Ведь число граждан Украины, обладающих статусом временное убежище, уменьшилось в 2017 году на 102,6 тыс., а паспорта были выданы 85,1 тыс., при том что количество проживающих по РВП и ВнЖ (в сумме) осталось почти прежним. Очевидно, что позиция российских миграционных служб изменилась и украинским гражданам уже менее охотно выдают и продлевают временное убежище, чем это было в 2014 и 2015 годах.

Беженцы из Сирии в России

Согласно данным ФМС России и МВД РФ на указанные даты, число граждан Сирии, пребывающих на территории России, с 2012 по 2017 годы колебалось в районе 8-10 тыс. человек. Многие из этих людей – беженцы.


Диаграмма 13. Число граждан Сирии (тыс. человек),  пребывающих на территории Российской Федерации  на указанную дату (по данным ФМС России и МВД РФ)

Тем не менее, на протяжении всего военного конфликта, начавшегося в 2011 году, российские миграционные службы отказываются признавать сирийских граждан, добравшихся до России, беженцами. Из 2522 ходатайств о признании беженцем, которые удалось подать сирийцам с того времени, миграционными службами было удовлетворено всего одно, что случилось еще в 2012 году. Еще один беженец из Сирии был зарегистрирован до начала в этой стране кровавого конфликта. В итоге все последние 6 лет на учете российских миграционных служб состоят всего ДВА сирийских беженца. Не удивительно, что количество ходатайств граждан Сирии о признании беженцем в России, начиная с 2013 года постоянно снижалось.


Диаграмма 14. Количество ходатайств о признании беженцем, которые удалось подать гражданам Сирии (согласно статистике ФМС России и ГУВМ МВД РФ на 2011-2017 гг.)

С момента отправки верхушкой российской власти армии и в без того многострадальную Сирию в 2015 году, отношение миграционных служб к сирийским беженцам в России еще более ухудшилось. Так, количество граждан Сирии с этим статусом последние три года снижалось и достигло минимального с 2012 года значения.


Диаграмма 15. Число граждан Сирии, имевших статус временного убежища в Российской Федерации на конец года с 2011 по 2017 гг. (согласно статистике ФМС России и МВД РФ)

В 2017 году гражданам Сирии не только было еще труднее добиться приема заявления о предоставлении временного убежища, но и, если даже это удавалось сделать, то получить заветный статус. Так, если в 2013 году временное убежище получило 67,1% от числа обратившихся, а в 2014 году – 95,4%, то в 2015 году уже всего лишь 61,8%, в 2016 году – 51,9%, а в 2017 году всего лишь 51,2%. Это стало минимальным значением с 2012 года.


Диаграмма 16. Число граждан Сирии, которым удалось обратиться с заявлением о предоставлении статуса временного убежища, а также граждан Сирии, кто получил этот статус в Российской Федерации на конец года с 2011 по 2017 гг. (согласно данным ФМС России и МВД РФ)

 Беженцы из Афганистана в России

Согласно данным ФМС России и МВД РФ, представленных на указанные даты, число граждан Афганистана, пребывающих на территории России с 2012 по 2017 годы, было около 8-10 тыс. человек. Многие из этих людей – беженцы.


Диаграмма 17. Число граждан Афганистана (тыс. человек), пребывающих на территории Российской Федерации на указанную дату (по данным ФМС России и МВД РФ).

В Афганистане многие годы идет кровавый конфликт. Эта страна до сих пор одна из самых неблагополучных и опасных. Несмотря на это, за последние пять лет число граждан Афганистана, имеющих статус беженца в России, значительно снизилось. Только в 2017 году произошел небольшой рост на 13 человек.


Диаграмма 18. Число граждан Афганистана, имевших статус беженца в Российской Федерации на конец года или начало предыдущего с 2008 по 2017 гг. (согласно статистике ФМС России и МВД РФ)

Еще более печальная картина со статистикой касательно граждан Афганистана, обладающих статусом временного убежища в России. Их число за последние десять лет сократилось почти втрое, а за последние четыре года – вдвое, достигнув минимального значения за более чем десятилетие, достигнув отметки в 356 человек.


Диаграмма 19. Число граждан Афганистана, имевших статус временное убежище в Российской Федерации на конец года с 2008 по 2017 гг. (согласно статистике ФМС России и МВД РФ)

При этом нельзя сказать, что количество сумевших обратиться за статусом временного убежища с 2011 года резко упало, да и число тех, чье заявление о предоставлении временного убежища было удовлетворено, сократилось значительно меньше, чем в три раза. Видимо, основная причина заключается в резком росте отказных решений о продлении временного убежище гражданам Афганистана.


Диаграмма 20. Число граждан Афганистана, которым удалось обратиться с заявлением о предоставлении статуса временного убежища, а также граждан Афганистана, кто получил этот статус в Российской Федерации на конец года с 2011 по 2017 гг. (согласно данным ФМС России и МВД РФ)

Если суммировать количество граждан Афганистана, которые имели статус беженца или временного убежища на конец 2017 года (761 человек), то это минимальное значение за все время за которое в распоряжении Комитета «Гражданское содействие» есть статистические данные ФМС России и МВД РФ по этой стране (с 2008 года).

___________________________________________________________________________

Печальные антирекорды российских миграционных служб в 2017 году, а также показатели по беженцам из отдельных стран, свидетельствуют о дальнейшей деградации института убежища в России и превращении миграционной службы в антимиграционный репрессивный орган. Все более важное, почти исключительное место у чиновников, работающих в сфере миграции, занимает не то, как помочь оказавшимся в беде и ищущим убежище в России людям, а то, как им с помощью бюрократических инструментов осложнить пребывание в этой стране, как их вынудить куда-нибудь уехать. Это сказывается на числе официальных беженцев в России и на количестве тех, кому удается обратиться за временным убежищем. Все это вызывает серьезную тревогу и глубокую озабоченность.

В то же время ситуация с беженцами в мире остается очень тяжелой, число людей, вынужденных покинуть свои страны, растет, и это призывает к преодолению и отказу от ограниченного, ущербного и часто антигуманного мышления в рамках неких национальных интересов отдельной страны, к пониманию, что настоящая человеческая сила государства заключается не в разрушительной мощи оружия и участии в кровавых конфликтах, а в числе тех людей, кому государство дает убежище, помогает пережить их беды, вне зависимости от цвета кожи, пола, возраста, социального положения и гражданства. Но речь идет не только о призыве к благотворительности по отношению к беженцам со стороны государства. Гуманное отношение и правовая защита беженцев должны следовать из взятых на себя Российской Федерацией международных обязательств, которые чиновники почему-то так часто считают необязательными, пытаясь отделываться имитацией деятельности, либо открыто глумясь и попирая основы правового общества. 

Константин Троицкий, Комитет «Гражданское содействие»