Западно-африканская магия вуду: как торговцы людьми контролируют своих жертв

Попавшие в рабство люди зачастую бояться подать в полицию на своих мучителей из страха быть проклятыми.

Многие западные страны полагают, что вуду – это всего лишь суеверие, которое используют, чтобы предсказывать будущее или контролировать людей. Однако реальность далека от наших представлений: культ вуду стал инструментом для психологической и сверхъестественной манипуляции, и этим инструментом активно пользуются торговцы людьми в Западной Африке.

За последние пять лет было раскрыто множество преступлений с использованием культа вуду как средства устрашения. Так, в 2012 году в Нидерландах разразился крупный скандал известный как дело «Кулвис». Более 120 женщин тогда были вывезены из Западной Африки в Европу для сексуальной эксплуатации. В подобных случаях чаще всего пострадавшие боятся выступать на стороне обвинения, особенно если речь идет о нарушении клятвы вуду, скрепляющей договор между жертвой и торговцем людьми. В деле «Кулвис» рабы пошли на то, чтобы сотрудничать со следствием, только после того как правоохранительные органы обратились за помощью к местному нигерийскому священнику, и жертвы почувствовали себя освобожденными от клятвы.

Аналогичные случаи использования культа вуду для запугивания жертв зафиксированы по всей Европе. В 2010 году федеральная полиция Германии расследовала дело с участием 170 нигерийских женщин. В 2009 году 23 человека были арестованы в Испании за торговлю женщинами из Нигерии.  Обвинительные приговоры по торговле людьми были также вынесены в Ирландии в 2012 году, в Португалии в 2014 году и в Греции в 2009 году. Дальнейшие расследования в этой области, несомненно, повлекут за собой возбуждение новых уголовных дел.

Вуду – что это такое?

Вуду используется в разных религиозных культах, в основе которых лежит вера в присутствие духов во всех живых существах. В основном эти верования являются монотеистическими, и в основе них лежит идея, что люди находятся в постоянном контакте со  сверхъестественными силами, которые, в свою очередь, могут быть как хорошими, так и плохими. Духов зачастую винят в жизненных неудачах, с ними взаимодействуют или стараются от них защититься, используя различные талисманы. Предметами культа могут выступать одежда, маски, амулеты, татуировки, книги или еда. Вуду же используют для контакта с Богом или духами, благословения, проклятия или получения совета.

В Западной Африке вуду часто ассоциируется со страхом. В Бенине и Того, где значительная часть населения практикует традиционные культы, и даже в Гане и Нигерии, где преобладают христианство и ислам, ужас, внушаемый вуду, все еще сохраняет свою силу. Во всем регионе люди с большой осторожностью относятся к этому культу, во многом потому, что он часто используется торговцами людьми.

Как используется вуду?

Церемонии с использованием вуду, ровно как и сам культ, внушают страх и оказывают сильное воздействие на всех участников процесса. Как правило, под большее влияние попадают христиане или мусульмане, чьи доктрины осуждают вуду и тем самым взращивают еще больший страх. Торговцы людьми часто говорят своим жертвам, что прежде чем покинуть страну, последние должны принести клятву и заплатить дань за отъезд. Подобные сборы могут составлять от 60 000 до 100 000 евро, что равносильно пожизненной кабале и зависимости жертв от своих «благодетелей». Клятвы запрещают несчастным говорить с полицией или раскрывать информацию, связанную с торговцами. Детали сделки сохраняются в тайне под угрозой проклятия, которое якобы может поразить жертву даже на расстоянии и теряет свою силу лишь после исполнения клятвы. Проклятие вуду может касаться здоровья жертвы, благополучия ее семьи или способности к продолжению рода.

Церемонию, в ходе которой произносится клятва, обычно открывают ритуальные женщины, входящие в транс под звук барабанов. Волосы, гвозди или менструальные кровотечения идут в ход для приготовления зелья, которое либо используется во время церемонии, либо хранится священником, символизируя тем самым, что часть жертвы остается в Африке. Часто зелье является залогом молчания и может служить символом наказания на случай отказа жертвы от сотрудничества. Нередко в качестве жертвоприношения женщины пьют кровь цыпленка или другого животного. Для угождения духам или скрепления клятвы на теле жертв оставляют церемониальные надрезы, которые посыпают золой. Шрамирование использовалось торговцами людьми во все времена, но ритуал вуду имеет максимально сильное воздействие за счет психологического давления.

По прибытии в пункт назначения (как правило с фальшивыми документами) многих рабов принуждают обратиться за помощью в местную полицию. После определения их в лагерь для беженцев торговцы людьми и другие преступные группировки начинают использовать своих жертв, якобы «помогая им» выплачивать бесконечный долг. Как и в других подобных случаях, сумма долга превышает любые разумные пределы, и беженцы оказываются в порочном кругу эксплуатации. В ситуациях, когда полиция арестовывает торговцев людьми или находит жертв, последние не появляются в суде или не идут на контакт с  полицией из-за страха быть проклятыми. Это значительно осложняет процесс возбуждения уголовного дела в отношении торговцев людьми, особенно если полиция не понимает, что происходит: женщин часто обвиняют во лжи или отказе от сотрудничества, лишая помощи, в которой они нуждаются.

По данным Нигерийского национального агентства по запрету торговли людьми (NAPTIP), около 90 процентов девочек проданных в Европу принимают «обет молчания». На сегодняшний день понимание этого феномена является критичным для оказания дальнейшей помощи жертвам и адекватной реакции полиции на ситуацию. Сотрудники полиции не чувствуют, с каким давлением на самом деле сталкиваются жертвы.

Почему вуду имеет такое влияние в Западной Африке?

Мне удалось поговорить о проблеме вуду в Гвинее с жертвой торговцев людьми. По словам мужчины, с которым я общался, в его стране большинство по-прежнему верят в силу вуду. И даже те, кто приняли христианство, зачастую возвращаются к традиционным культам в период серьезных проблем со здоровьем, материальных или жизненных трудностей.

В Гвинее вуду часто используется в погоне за властью и достатком. Многие политики обращаются к священникам вуду, чтобы наложить проклятье на соперников или снискать успеха в своих делах, как следствие – такие священники обладают властью внутри общины и имеют связи по всей стране. Церемонии редко обходятся без жертв: иногда используются животные, части человеческого тела, дети-альбиносы или любимый человек. В группе особого риска находятся дети-альбиносы: правительственные чиновники забирают детей у родителей для принесения их в жертву, и семьи в данном случае не имеют права голоса. Несмотря на то что практика жертвоприношений в Гвинее отрицается, человек, с которым я говорил, был свидетелем убийства своего друга-альбиноса во время церемонии.

Людям,  подвергшимся насилию, связанным с культом вуду, некуда обратиться за помощью. В их странах обращение в полицию может обернуться для них еще большими проблемами. Некоммерческие организации проводят работу с детьми из неблагополучных семей, но у них по-прежнему нет полномочий помогать жертвам насилия вуду. Кроме того, в Гвинее нет специалистов, занимающихся посттравматической терапией и консультациями. Они вынуждены либо подавлять свои страхи и горе, либо обращаться к тем же священникам-вуду, которые совершили насилие над ними.

Вуду является частью культурного наследия Гвинеи и других регионов Западной Африки. Однако до тех пор, пока деньги являются движущей силой распространения насилия в регионе, проблемы прав человека будут отходить на второй план. В погоне за финансами и властью люди не останавливаются, даже если речь идет о принесении в жертву собственного ребенка или члена семьи. Политики и представители правопорядка также не готовы прекратить порочный круг насилия, так как это не отвечает их интересам. Менее чем за 100 евро можно откупиться от преступления, даже если речь идет о человеческом жертвоприношении во имя вуду.

Вне зависимости от реальных цифр и количества жертв по стране, смерть никогда открыто не обсуждается в новостях. Именно ввиду широкого распространения этой насильственной практики в некоторых частях Западной Африки торговцам людьми не составляет труда использовать вуду для контроля над жертвами даже за границей.

Что можно сделать?

Торговцы людьми продолжают использовать вуду для манипуляции и устрашения своих жертв. Несмотря на то что на сегодняшний день духовным лидерам запрещено проводить церемонии вуду для торговцев людьми, во многих штатах, включая Нигерию, эта практика остается одной из наиболее доходных и востребованных. Один священник признался сотрудникам СКМ, что они потеряли почти 80% дохода после признания таких церемоний вне закона.

В последнее время правоохранительные органы ищут новые пути для сотрудничества с жертвами. Случившееся в Голландии потребовало от следователей сотрудничества с нигерийским священником для лучшего понимания культурных различий и для облегчения контакта между жертвами и полицией. Аналогичный случай в Германии чуть ни остался незамеченным, когда сотрудники иммиграционной службы обнаружили нигерийскую девушку-подростка, путешествующую в одиночку, чтобы «навестить своего отца». Правоохранительным органам потребовалось много времени, чтобы правильно оценить ситуацию и понять, что девушка лгала из страха нарушить данную клятву. Людей, оказавшихся в такой ситуации, часто игнорируют или обвиняют во лжи, от глаз полиции ускользают  реальные мотивы их слов и действий.

Торговцы людьми по-прежнему часто прибегают к использованию клятв вуду. Важно, чтобы все, кто занимается борьбой с торговлей людьми, знали об этом явлении и были чувствительны к давлению и страху, с которым сталкиваются жертвы. Помимо того что беженцы, оказавшиеся в чужой стране, неспособны понять местную правовую систему, они также связаны клятвой, невидимой для посторонних. Вуду — это больше, чем суеверие, сильнее, чем религиозная доктрина. Влияние этого культа распространяется по всей Западной Африке, и торговцы людьми продолжают искать новые способы манипуляции и давления, однако для дальнейшей борьбы с ними необходимо понимание страха и ужаса, который практики вуду вселяют в своих жертв.

Оригинал текста: Мэтью Виллемэйн, Центр по борьбе с торговлей людьми (Matthew Villemain, Het Centrum tegen Kinderhandel en Mensenhandel).

Перевод: Елизавета Шкредова, Комитет «Гражданское содействие»

Источники:

Ана Долс, «Вуду, колдовство и торговля людьми в Европе» (Ana Dols «Voodoo, Witchcraft and Human Trafficking in Europe»).

Отчеты Управления верховного Комиссара ООН по делам беженцев

Личные интервью с сотрудниками CHet Centrum tegen Kinderhandel en Mensenhandel и жертвами торговли людьми.