Обе стороны конфликта постоянно преступают нормы международного гуманитарного права и совершают другие серьезные нарушения прав человека: произвольные аресты, пытки, похищения, массовые и внесудебные казни, принудительное перемещение и применение тяжелого или запрещенного оружия против гражданского населения. Независимая международная комиссия по расследованию событий в Сирийской Арабской Республике выпустила доклады, в которых она заявляет о фактах преступлений против человечества.
Гуманитарная ситуация в стране стала критической. 4 миллиона сирийцев недоедают и нуждаются в продовольственной помощи. Потребление воды на душу населения сократилось на две трети. Повреждено и разрушено около 1, 2 миллиона домов — в основном жилье бедных слоев населения. Инфраструктура здравоохранения разрушена: пострадало 60 % государственных больниц и 92 % станций скорой помощи. По данным УВКБ ООН, разрушено 3 тысячи школ и около 1000 заняты под приюты для беженцев, почти 2 миллиона детей бросили школу из-за перемещения и насилия.
Непрекращающееся насилие привело к массовым перемещениям населения как внутри страны, так и за ее пределы. В настоящее время более 2, 3 миллионов сирийцев зарегистрировано в качестве лиц, ищущих убежище, в странах мира. Наибольшее число беженцев из Сирии приняли соседние страны: Ливан — 840 тысяч , Турция — 540 тысяч, Иордания — 570 тысяч, Ирак — более 200 тысяч, Египет — 130 тысяч человек (данные на декабрь 2013 г.). Массовый приток беженцев создает для этих не самых богатых и небольших стран (Ливан и Иордания), либо переживающих серьезный социально-политический кризис (Ирак, Египет) огромные проблемы. ООН призывает более развитые страны мира разделить с соседями Сирии бремя ответственности за прием и оказание помощи сирийским беженцам.
Россия, подписав Женевскую Конвенцию 1951 г. о статусе беженцев и Протоколы к ней, взяла на себя обязательство принимать беженцев.
Надо сказать, что выполнение этих обязательств совсем не обременительно. Официальных сведений о количестве выходцев из Сирии, находящихся в России, нет. Но по оценкам представителей сирийской диаспоры, их не более 5 тысяч человек. В основном, это люди, которые приехали в Россию на работу или учебу и не смогли вернуться в Сирию из-за войны, а также присоединившиеся к ним родственники. В основном к нам едут жители крупнейшего сирийского города Алеппо, ставшего во время последней войны ареной самых ожесточенных боев.
Так принимает ли Россия беженцев из Сирии?
Если ответить коротко: и «да», и «нет». Или скорее «нет», чем «да».
«Да» — потому что формально ФМС России придерживается позиции о необходимости предоставления сирийцам временного убежища. Это гуманитарный статус, который предоставляется тем, кто не признан беженцем, но кого невозможно выслать на родину из соображений гуманности.
«Да» — потому что в некоторых регионах страны этот статус некоторым беженцам действительно предоставляется.
«Нет» — потому что никому из сирийцев не дают статус беженца.
«Нет» — потому что в ряде регионов беженцам из Сирии получить временное убежище крайне трудно или невозможно.
«Нет» — потому что сирийцев, которые по тем или иным причинам не смогли обратиться за убежищем, высылают в Сирию, не взирая на опасность, которая им грозит.
«Нет» — потому что сирийцев, прилетевших в Россию и желающих обратиться за убежищем, — пограничники не впускают в страну и возвращают обратно.
Мы считаем такую двойственность в отношении беженцев из Сирии недостойной и негуманной.
Чтобы привлечь внимание сограждан к положению сирийских беженцев в России, мы открываем рубрику, в которой будем рассказывать о том, как наша страна принимает беженцев из Сирии.
Мы будем благодарны за любую дополнительную информацию по этой проблеме.