Одно из направлений помощи Комитета «Гражданское содействие» — поддержка заключенных родом из республик Северного Кавказа в местах лишения свободы. Этот проект появился после многочисленных обращений к юристам Комитета родственников людей, которые отбывают наказание, и самих заключенных. Они жаловались на особо жестокое обращение с чеченцами и ингушами в колониях и тюрьмах.
Сотрудники «Гражданского содействия» подготовили для родственников и юристов, которые отстаивают права заключенных, памятку по защите права людей в тюрьмах на охрану здоровья и медицинскую помощь.

1) ОФОРМЛЕНИЕ ДОВЕРЕННОСТИ
Прежде всего, родственникам и защитникам рекомендуется оформить доверенность на представление интересов заключенного. В доверенности нужно указать право на ознакомление с медицинской документацией осужденного. Без этой бумаги или отдельного Согласия на предоставление медицинской информации администрация исправительного учреждения не вправе предоставлять информацию о состоянии здоровья заключенного (статьи 13, 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Рекомендуем указать в доверенности право на передоверие полномочий другим лицам, потому что только адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, могут обращаться в суд в порядке главы 22 КАС РФ (обжалование действий и решений должностного лица).
Доверенность можно оформить двумя способами:
— воспользоваться платными услугами нотариуса, который выезжает в исправительное учреждение для совершения нотариальных действий;
— оформить доверенность через начальника исправительного учреждения в соответствии с ч. 2 ст. 53 ГПК РФ. Такое оформление доверенности является бесплатным. Для этого заключенный может самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением на имя начальника ИУ, либо родственник/иное лицо обращаются с этим заявлением, к которому прикладывают бланки доверенностей.
2) ИЗУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Полученные медицинские документы заключенного можно анализировать самостоятельно или проконсультироваться с профильными медицинскими специалистами, чтобы понять, насколько медики уголовно-исполнительной системы соблюдают стандарты и требования при оказании медицинской помощи осужденному.
3) ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ/БЕЗДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННОМУ
Осужденный или его представитель имеют право обратиться в следующие органы власти с жалобами на ненадлежащее оказание медицинской помощи:
— В ФКУЗ МСЧ ФСИН России по соответствующему субъекту РФ, в прямых полномочиях которых в частности медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, включая оказание первичной и некоторых видов специализированной медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях в объемах, установленных программой государственных гарантий, а также их лекарственное обеспечение.
— В органы прокуратуры по соответствующему субъекту РФ, в полномочия которых входит обеспечение надзора, в том числе за соблюдением закона при оказании медицинской помощи заключенным.
— В территориальные органы Росздравнадзора (РЗН). Указанный орган проводит проверку в отношении деятельности юридических лиц, то есть обращаться в РЗН надо с жалобой на ФКУЗ МСЧ ФСИН России по соответствующему субъекту РФ с жалобой на несоблюдение обязательных требований и стандартов при оказании медицинской помощи. В просительной части такого обращения необходимо сослаться на ст. 26 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 января 2015 г. N 19н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения…» и просить провести внеплановую проверку в отношении конкретного ФКУЗ МСЧ ФСИН России на предмет качества, своевременности и соблюдения стандартов оказания медицинской помощи осужденному. Такое обращение в РЗН необходимо посылать обычной почтой или через портал госуслуг. Если направить обращение просто по электронной почте, проверка не будет проведена.
Любое обращение в органы власти должно быть четким, понятным и содержательным. Обращение должно содержать перечень диагностированных заболеваний, описание необходимой медицинской помощи (диагностика, лечение), фактическое лечение (или его полное отсутствие) и его последствия на состояние здоровья (описание ухудшений, прогрессирования заболевания и пр.), описание использованных средств защиты (обращение к начальнику медицинской части, колонии и пр.) и их результаты. В просительной части обращения необходимо сформулировать конкретные просьбы/требования.
4) СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА
Заключенный и его представитель (имеющий высшее юридическое образование) имеют право обратиться в суд в порядке административного судопроизводства (глава 22 КАС РФ). Например, с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий или бездействия исправительного учреждения, УФСИН России по соответствующему субъекту РФ, начальника исправительного учреждения.
При обращении в суд рекомендуем апеллировать к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания».
Следующим этапом может быть обращение с просьбой обязать выполнить определенные действия (направить заключенного на диагностику, консультацию к специалисту и пр.). Такой иск уже можно подавать как по КАС, так и в рамках гражданского судопроизводства. В судебной практике бывает и так, и так. Дальше можно просить о возмещении морального вреда. Такой иск обычно подают только по ГПК, но бывают редкие случаи, этот вопрос также рассматривают в рамках КАС.
Обращение по ГПК удобно тем, что истцом может быть человек без юридического образования, то есть любое лицо с доверенностью или сам заключенный.
5) ОБРАЩЕНИЕ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Первый вопрос, который необходимо решить перед обращением в ЕСПЧ – исчерпаны ли внутренние средства правовой защиты (это один из критериев приемлемости, по нему будет проверяться жалоба в Суде). По общему правилу, которое следует из прецедентной практики Суда, необходимо в достаточной мере уведомить национальные органы власти о проблеме неоказания медицинской помощи заключенному, тем самым предоставив возможность властям исправить ситуацию. Как правило, необходимо обратиться во ФСИН России и органы прокуратуры.
Но нельзя воспринимать эту рекомендацию буквально, будто достаточно написать формальные жалобы в указанные органы, а затем уверенно обращаться в ЕСПЧ. Порой работа на национальном уровне, предваряя обращение в ЕСПЧ, может занимать месяцы, а иногда годы и включать в себя проведение независимых экспертиз, судебных тяжб и пр.
В отдельных случаях, когда стоит вопрос о жизни или смерти человека, нет необходимости что–либо исчерпывать, а нужно напрямую обращаться в Суд с заявлением по 39 Правилу Регламента Суда – с просьбой принять срочные меры (перевод в больницу, допуск специалиста, предоставление лекарств и пр.). Решение по указанному заявлению принимается Судом в течение нескольких дней. Но это срочные или предварительные меры.
Полноценная жалоба, поданная в ЕСПЧ по статье 3 Конвенции в связи с неоказанием медицинской помощи, рассматривается в среднем в течение 3 лет.
При этом Европейский Суд в своих постановлениях неоднократно указывает, что утверждения о неоказании медицинской помощи, о ее несвоевременности или неудовлетворительности, обычно недостаточно, чтобы привести к возникновению вопроса о нарушении статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрет пыток). Но в то же время, принимая решение о наличии или отсутствии факта нарушения, Европейский суд учитывает конкретные и индивидуальные обстоятельства каждого дела.
В настоящее время в открытом доступе имеется много решений ЕСПЧ по указанной категории дел, переведенных на русский язык. На сайте ЕСПЧ также имеется полезная практическая информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы в ЕСПЧ. Перед обращением в ЕСПЧ рекомендуем проконсультироваться со специалистами по указанной категории дел.
Вот некоторые из постановлений ЕСПЧ по делам о неоказании медицинской помощи заключенным:
«Коряк против России», № 24677/10 от 13.11.2012 (ВИЧ-инфекция)
«Дирдизов против России», № 41461/10 от 27.11.2012 (опорно-двигательный аппарат, болезнь Бехтерева)
«Решетняк против России», № 56027/10 от 08.01.2013 (туберкулез легких)
«А.Б. против России», № 1439/06 от 14.10.2010 (ВИЧ-инфекция)
«Алексанян против России», № 46468/06 от 22.12.2008 (ВИЧ-инфекция)
«Гуренко против России», № 41828/10 от 05.02.2012 (сердечно-сосудистые заболевания)
Нормативно-правовые акты
Представляем перечень нормативных актов, который может быть полезен заключенным или их представителям при защите права на охрану здоровья. Все указанные нормативные акты имеются в открытом доступе на интернет-сайтах правовых систем Консультант и Гарант.
— Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
— Приказ Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 г. № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы»;
— Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы»;
— Приказ Минздрава РФ N 346, Минюста РФ N 254 от 28.08.2001 «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы»;
— Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 14.11.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»;
— Приказ Министерства юстиции РФ от 2 октября 2015 г. N 233 «Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы»;
— Постановление Правительства РФ от 14 января 2011 г. N 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений»;
— Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».
Образцы документов
Согласие на предоствление медицинской информации