27 марта 2013 года около 12 часов дня в Комитет «Гражданское содействие» пришли с проверкой трое сотрудников прокуратуры города Москвы и привели с собой по одному сотруднику Налоговой службы и Минюста. Через два часа пришел еще и сотрудник УФМС по г.Москвы.

27 марта 2013 года около 12 часов дня в Комитет «Гражданское содействие» пришли с проверкой трое сотрудников прокуратуры города Москвы и привели с собой по одному сотруднику Налоговой службы и Минюста. Через два часа пришел еще и сотрудник УФМС по г.Москвы.
Проверяющие пришли внезапно, без предупреждения, но вместе со съемочной бригадой НТВ, от очевидной связи с которой немедленно отреклись.
НТВ сотрудники «Гражданского содействия» в помещение не пустили, а пятерых проверяющих председатель Комитета Светлана Ганнушкина пригласила к себе в кабинет.
Как известно, в последнее время прокуратурой проводятся массовые авральные проверки НКО, выдаваемые за плановые. «План» нигде не вывешен, в отличие от планов проверки Минюстом или налоговой службой. Группа проверяющих является без предупреждения, с ними, как будто случайно, появляется подлая команда НТВ, почему-то каждый раз связывающая имена наших организаций с неопределенным имеющим в русском языке негативную коннотацию понятием «иностранного агента», о чем сами проверяющие не говорят ни слова.
Состав группы был следующий:
- Татьяна Леонидовна Матвеева – старший прокурор 27-го отдела Прокуратуры по г.Москве,
- Светлана Николаевна Дбар – заместитель начальника Главного управления Министерства юстиции по г.Москве,
- Игорь Викторович Федосеев – главный государственный налоговый инспектор Инспекции Федеральной налоговой службы №33 по г.Москве,
- Евгения Николаевна Сидоренко – старший помощник прокурора,
- Михаил Викторович Должиков — старший помощник прокурора.
Светлане Ганнушкиной была вручена бумага без названия и определенного правового статуса: что это – предписание, постановление, письмо – осталось неясным.
От организации потребовали срочно предъявить большой массив документов со ссылкой на ст. 22 Закона «О прокуратуре». При том, что в статье 22 речь не идет ни о каких «плановых» проверках, напротив, четко сказано, прокурор вправе «проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона».
Текст, представленного, с позволения сказать, документа гласит: «Во исполнение поручения Генеральной прокуратуры РФ проводится проверка на предмет исполнения действующего законодательства». Что это значит: всего российского законодательства? Или какой-то его части? Какой именно? Похоже, что исполнители сами не понимают, что они и зачем ищут.
В ответ на полученную бумагу председатель Комитета немедленно подала проверяющим обращение на бланке организации на имя заместителя прокурора города Москвы г-на Захарова, подписавшего полученную нами бумагу. В своем обращении Ганнушкина просила письменно ответить на два вопроса.
- На основании какой информации о фактах нарушения организацией закона проводится данная проверка?
- Какое отношение и какую связь имеет каждый из запрашиваемых документов с имеющейся информацией о нарушении закона, если таковая информация имеется?
В обращении также предлагалось согласовать с председателем Комитета время проверки, если для нее есть основания.
Старший прокурор Татьяна Матвеева любезно согласилась передать это обращение г-ну Захарову и расписалась на копии. Хотелось бы надеяться, что на это обращение подробный письменный ответ будет дан, как говорят сотрудники прокуратуры, в установленные законом сроки.
При этом Комитет «Гражданское содействие» передал непрошеным гостям копии своих уставных и регистрационных документов, а также буклеты, рассказывающие о содержании работы нашей организации.
«Мы сделали это потому, — говорит Светлана Ганнушкина, — что придерживаемся принципа прозрачности нашей работы и рады показать ее любому интересующемуся лицу, за исключением тех, кто заведомо намерен извратить все ему сказанное и уже зарекомендовал себя подобным образом».
Ганнушкина также расписалась на обороте копии предоставленной ей бумаги, сделав дополнительную запись о том, какие документы предоставлены и в какие сроки можно подготовить остальные запрашиваемые документы после обсуждения с коллективом организации.
Когда пятеро проверяющих уже собирались уходить, появился сотрудник УФМС по г.Москве, который сначала почему-то вместо Олимпийского проспекта поехал в Олимпийскую деревню. Он вошел в помещение, показал удостоверение кому-то у входа, даже не удосужившись узнать, с кем имеет дело. Татьяна Матвеева оставила ему в «Гражданском содействии» группу поддержки в лице двух помощников прокурора.
Далее он ринулся проверять документы у тех, кто по его словам, «не похож на граждан России».
Светлана Ганнушкина попросила его пройти в ее кабинет, но он отказался. Увидев человека восточной внешности, который сидел за рабочим столом, он потребовал, чтобы тот предъявил ему паспорт. Услышав, что паспорта у него нет, проверяющий начал угрожать ему задержанием на 48 часов. Представители прокуратуры поддержали сотрудника УФМС и даже принялись вызвать полицию.
С большим трудом удалось втолковать им, что паспорт гражданина Афганистана, имеющего статус беженца, хранится в Федеральной миграционной службе, а основным его документом служит удостоверение беженца.
Работник ФМС об этом не знал, он стал настаивать на том, что такого не бывает. Тогда ему уже кроме удостоверения беженца предъявили справку ФМС о том, что паспорт переводчика принят под расписку.
При этом сотрудник ФМС вел себя очень агрессивно, не стесняясь в выражениях относительно афганцев и проч. неграждан. Успокоил его звонок по его мобильному телефону, последовавший после того, как Ганнушкина позвонила руководителю УФМС по г.Москве.
Далее, переводчик с арабского предъявил ему вид на жительство, его это устроило. Потом пошли знакомиться с работающим в организации гражданином Украины, имеющим разрешение на временное проживание (РВП). Оказалось, что сотрудник УФМС не знает и того, что в этом году законодательно отменена необходимость получать разрешение на работу тем иностранным гражданам, которые имеют РВП.
Отметим, что прокуратура затребовала только предъявления документов о деятельности организации, ни о каких проверках документов сотрудников или посетителей, в том числе физиономически выделенных неграждан России, в предъявленной бумаге ничего не сказано.
Мы не называем фамилию сотрудника ФМС потому, что не хотим, чтобы кого-то наказали или осудили. Но мы хотим, чтобы сотрудники ФМС ежедневно контактирующие с людьми, знали законы и были вежливы.
Не только работающий с беженцами, но и сотрудник миграционного контроля должен знать — что такое убежище и какие документы имеет беженец, он должен быть вежлив и, ни в коем случае не заражен ксенофобией. Его приход в организацию не должен выглядеть как налет, он должен представиться, предъявить свои документы, рассказать руководству организации о цели своего посещения, о функциях, которые он намерен исполнить, и о том, как он будет это делать.
Сотрудники должны проходить регулярные инструктажи и обучения, включающие информацию об изменениях в законодательстве.
Наш посетитель не был подготовлен к своей работе, поэтому за его некорректное и не профессиональное поведение ответственен не только он.
Сейчас в УФМС по Москве идут позитивные изменения, и мы надеемся, что обучение будет проведено, сотрудники обучены, и подобные проверки исключены.
Что же касается общей оценки происходящего, то вся эта акция устрашения бессмысленна и противоречит Указанию Генеральной прокуратуры от 8 августа 2011 г. N 236/7 «Об исключении из практики прокурорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций». В этом документе органы прокуратуры обязываются «принять меры по недопущению необоснованного вмешательства прокуроров в деятельность … организаций…., исключить из практики случаи проведения проверок при отсутствии к тому оснований, подмены иных государственных органов либо дублирования их функций, … необоснованного истребования у …организаций документов, материалов и сведений». Прокурорам всех уровней предлагается «при выявлении таких фактов бескомпромиссно решать вопрос об ответственности виновных лиц».
Или это указание уже не действует?
Комитет «Гражданское содействие», как и любая общественная организация, жизненно заинтересована в конструктивном сотрудничестве с государственными структурами, в том числе с органами прокуратуры. Комитет не раз пользовался поддержкой прокуратуры в процессах по оспариванию постановлений и нормативных актов, противоречащих российскому законодательству. Правда, это было десять лет назад. Комитет и сейчас активно взаимодействует с ФМС России. Мы хотели бы упрочить это сотрудничество.
Однако Комитет, безусловно, будет обжаловать описанные выше действия как часть кампании по незаконному давлению на некоммерческие организации, противоречащему законодательству России.