К чему ведет кампания по раздаче российских паспортов
21 сентября Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который, в частности, предусматривает внесение изменений в часть четвертую статьи 13 закона о гражданстве. Согласно действующей редакции, граждане стран, входивших в состав СССР, после не менее трех лет службы по контракту в вооруженных силах РФ, вправе подать заявление о приеме в гражданство РФ без получения вида на жительство. Новый законопроект существенно расширяет эту норму: право подать документы на гражданство предоставляется всем иностранцам-контрактникам, а не только гражданам стран, ранее входившим в состав СССР, и сделать это теперь смогут люди, заключившие годовой контракт на службу в ВС, а не те, кто уже три года отслужил по контракту.
Нет необходимости говорить, с чем связано появление законопроекта. Он был внесен в Думу еще в июне прошлого года и в течение года рассматривался неспешно: первое чтение прошел только в январе этого года. А в сентябре был срочно принят сразу во втором и третьем чтении. Видимо, это указывает на то, что потребность нашей армии в иностранных военнослужащих сейчас достаточно велика.
Этот законопроект продолжает наметившуюся в последние годы тенденцию к использованию института гражданства для решения насущных политических проблем. Самым ярким проявлением этой политики является предоставление гражданства беженцам из Украины и жителям областей Украины, подконтрольных властям РФ. Сейчас эта деятельность напоминает раздачу рекламных буклетов у метро. Недавно на «горячую линию» Комитета «Гражданское содействие» позвонила беженка из г. Купянск Харьковской области. Она подала на гражданство в Купянске 1 августа, через день выехала в РФ и, обратившись через несколько недель в один из московских МФЦ по вопросу регистрации, узнала, что уже получила российское гражданство. У этой женщины меньше месяца ушло на то, на что у других иностранцев и лиц без гражданства уходят годы и даже десятилетия.
Я не считаю, что получение гражданства РФ должно быть чрезмерно сложным, но все же прием в гражданство должен быть завершающим, а не начальным этапом процесса интеграции и натурализации иностранца, который решил связать свою судьбу с Россией.
К чему это приводит?
Прежде всего, это создает ситуацию грубого, вызывающего неравенства разных категорий соискателей российского гражданства. Конечно, полного равенства возможностей в получении гражданства быть не должно: люди, имеющие родственные или иные устойчивые связи с Россией, должны иметь определенное преимущество перед иностранцами без таких связей. Но это – обоснованное неравенство. Раздача паспортов из сиюминутных политических соображений создает необоснованное, несправедливое неравенство, то есть дискриминацию. Почему нынешние граждане Украины могут получить гражданство за 1-3 месяца, даже не въезжая в РФ, а выходцы из той же Украины или других стран бывшего СССР, проживающие в России много лет, должны проходить сложную многоступенчатую процедуру, чтобы получить гражданство, а некоторые годами не могут даже вступить в эту процедуру?
Вот, например, одна из наших подопечных – уроженка Московской области, уехавшая в Украину еще в советское время и вернувшаяся 10 лет назад уже пожилым человеком. В силу ряда причин не смогла своевременно легализоваться, оказалась на улице. Чтобы начать движение к получению российского паспорта, ей надо было сначала установить личность, потом получить убежище (для чего потребовалось специальное поручение МВД России), затем быть признанной носителем русского языка, потом получить вид на жительство, и только после этого она сможет подать документы на гражданство. И таких, как она, -– тысячи.
А сколько уроженцев России, никогда не покидавших ее пределов, не могут получить российские паспорта только по той причине, что у них не было постоянной прописки в РФ на 6 февраля 1992 года! Все эти люди десятки лет живут без паспортов, то есть фактически вне закона, в ситуации абсолютного бесправия – не могут легально работать, не получают ни социальной, ни медицинской помощи. Думаю, глядя на то, как сейчас раздают паспорта гражданам Украины, они испытывают очень горькие чувства.
Кампания по раздаче российских паспортов гражданам Украины ведет к тому, что гражданство становится слишком «дешевым», не наполненным реальными правами. Беженцы из Украины, получившие российские паспорта, уже начинают это осознавать. К примеру, та же женщина из Купянска. Она пенсионного возраста. Родных в России нет, ее приютили знакомые, но постоянно жить у них и оформить постоянную регистрацию нельзя. Где она будет жить? В Москве ПВР-ов нет. Но даже если бы были – их рано или поздно закроют. По нашему жилищному законодательству, перспектив получения бесплатного жилья от государства у нее нет. Снимать жилье на пенсию невозможно. Да и с пенсией все непонятно. Пенсионное дело осталось в Украине, когда его оттуда можно будет получить – неизвестно. Чтобы получать грошовую социальную пенсию, надо прожить в РФ 15 лет. Пользоваться льготами для пенсионеров (бесплатный проезд, например), даже устроиться в дом-интернат без постоянной регистрации невозможно.
И жилье, и пенсия у этой женщины остались в Украине. А сможет ли она вернуться туда, получив российский паспорт? Молодым, трудоспособным, конечно, будет проще. Но и им придется годами работать на оплату съемного жилья, ограничивая свои потребности.
Так что результатом такой раздачи гражданства станет образование в России целого слоя бездомных бедняков с российскими паспортами. Но, похоже, социальные последствия кампании по раздаче российских паспортов для решения текущих политических проблем наши власти совершенно не интересуют.
Елена Буртина
23 сентября 2022 г.