В середине ноября стало известно, что судьи в Афганистане будут руководствоваться законами шариата: об этом сообщил верховный лидер «Талибана»* Хайбатулла Ахундзада.:
Это значит, что судить людей будут по всей строгости исламского закона. Особое внимание Ахундзада призвал обращать на преступления категории «худуд»: кражи, прелюбодеяние, вероотступничество. Наказания за них строго определены в Коране и смягчаться не могут.
Помимо прочего это означает, что теперь герои этой истории – Шахрам и Асма, которые сбежали из Кабула и обратились за помощью в Комитет «Гражданское содействие», – совершенно точно не вернутся домой. Как сложится их жизнь, Шахрам и Асма пока не знают. Главное – сохранить свою любовь.
Жизнь до
33-летний Шахрам и 25-летняя Асма (имена героев изменены для их безопасности) – родом из афганской провинции Пактиа, но встретились молодые люди в Кабуле. Оба получили хорошее образование, устроились на работу.
Шахрам работал финансистом в Новом Кабульском банке. Работа, вспоминает он, была нервной: банк постоянно получал угрозы: «Говорили, что мы работаем у неверных. “Либо прекращайте, либо мы вас убьем”». В 2016 году один смертник подорвался прямо у дверей банка, были погибшие и раненые.
Дома тоже было неспокойно: дядя Шахрама – очень религиозный человек. Они много раз ругались, мужчина избивал племянника: «Почему ты пошел в университет учиться, почему работаешь в банке на неверных?».
Через несколько дней после взрыва Шахрам уволился и уехал в Дубай – искать лучшей жизни.
Асма в это время работала в частном Университете Джахан в Кабуле, руководила школой для детей при Университете. Зарабатывала неплохо – хватало, чтобы содержать маму и младших брата и сестру. Омрачало жизнь одно: Асма была помолвлена со своим двоюродным братом, которого не любила. Все решил дядя, который после смерти отца Асмы стал главным мужчиной в семье.
Когда девушке едва исполнилось 14 лет, дядя просто предупредил: «Ты выйдешь замуж за моего сына». В Афганистане, объясняет девушка, это нормально: родители могут решить судьбу своих детей наперед, когда они только родились.
Асма выросла и уже могла выйти замуж, но мама, которая была против этого брака, тянула время: говорила, что дочь еще слишком юная. Двоюродного брата в семье Асмы не любил никто: девушка вспоминает, что «этот человек был ненормальный, плохо обращался с ней, грубил». Все изменилось весной 2019 года. В Университет, где работала Асма, пришел Шахрам.
Встреча
Шахрам регулярно приезжал в Афганистан навестить близких. Той весной его младший брат поступал в школу при Университете Джахан, и молодой человек пошел его провожать, уладить последние вопросы.
Шахрам по национальности – пуштун и не очень хорошо говорил на дари (диалект персидского языка, на котором в том числе говорят в Афганистане). Но в Университете нашлась девушка, тоже пуштунка, которая все объяснила ему на языке пушту. Это была Асма.
«Она очень вежливо со мной разговаривала, мне это понравилось. Мы как-то сразу поняли, что нравимся друг другу. Я тогда был красавчиком, носил длинные волосы», – с улыбкой вспоминает Шахрам.
Асма говорит, что молодой человек показался ей «очень честным и культурным, когда увидела его – поняла, какой он хороший и добрый».
Обменяться номерами телефонов в Афганистане – целая история. Женщина не может дать незнакомому мужчине свой телефон, но Асма придумала хитрость: незаметно написала его на визитке университета и передала Шахраму: «Конечно, это требовало смелости. Но когда тебе нравится человек, ты готов к любой опасности».
Через пару дней Шахрам улетел в Дубай, и начались долгие часы переписок и разговоров по телефону. Он обещал Асме, что заберет ее с собой. Девушка была согласна, ее мама – тоже.
Побег
В конце ноября Шахрам приехал за Асмой. Жара в Кабуле немного спала, но солнце светило ярко. Дул легкий ветер, по небу бежали облака. В дом невесты пригласили имама, и молодые заключили мусульманский брак – никах. Это было необходимо, чтобы выехать из Афганистана: иначе не выпустят.
Уезжали налегке: Асма взяла с собой буквально пару платьев. «Мама, сестра и младший брат одобряли мое решение: они знали, что я не люблю двоюродного брата. Они увидели, что Шахрам хороший, честный, работает и любит меня», – рассказывает девушка.
Через неделю о побеге узнал брошенный двоюродный брат. Он вместе со своим отцом пришел в дом Асмы, избил ее мать и сестру, перевернул все вверх дном. Семья понимала, что в полицию обращаться бессмысленно: ничем не помогут. Единственное, что могли – срочно переехать, арендовать новое жилье. «Словами не могу передать, какие у меня были чувства, когда позвонила мама и рассказала мне об этом», – вспоминает Асма и добавляет, что все равно не жалеет о своем решении уехать: «Любовь сильнее».
В Эмиратах Шахрам и Асма жили скромно, не шиковали: он ремонтировал автомобили, она – преподавала Коран детям. Работали по 16 часов в сутки, получили вид на жительство, но деньги все равно таяли. Накопления закончились, жить стало трудно.
А главное, случилась неприятность: кто-то из земляков увидел влюбленных в Дубае и донес знакомым в Афганистане. Шахрам и Асма испугались, что их найдут, и решили уезжать дальше – в Россию. Другие страны, по их словам, после прихода к власти талибов не дают визы афганцам. Друг помог сделать им деловые визы, и молодые прилетели в Москву.
Годовщина в Москве
Теперь Шахрам и Асма сидят в офисе Комитета «Гражданское содействие». Оба выглядят спокойными, много улыбаются и даже шутят. На Асме – теплый голубой платок, у Шахрама – куртка с меховой оторочкой. Сотрудники Комитета уже рассказали им, как получить временное убежище.
«Если мы вернемся обратно в Афганистан, нас ждет только смерть», – хором повторяют оба. Закон строгий: если девушка не помолвлена, но сбегает с возлюбленным без разрешения отца или брата, убить могут и ее, и парня. Асма говорит, что знает такие истории. К тому же сейчас двоюродный брат работает «на талибов» – и от этого еще страшнее.
Над вопросом, о чем они сейчас мечтают, Шахрам и Асма задумываются. «Чтобы мы друг друга любили, чтобы нашли работу, обеспечивали себя», – говорит он. Асма вторит, что «мечтает о спокойной жизни с мужем». А еще – чтобы ее семья, оставшаяся в Афганистане, была рядом.
Но пока нужно устроиться в Москве. Молодые люди сняли студию на южной окраине города, ищут работу.
«Сохранить взаимопонимание, когда у тебя нет работы, спокойствия и денег – трудно. Но мы до последнего будем пытаться сохранить нашу любовь. Мы молодые, образованные люди, разбираемся в технологиях, поэтому не теряем надежды. Постараемся устроиться – у нас другого выхода нет», – говорит Шахрам.
Скоро наступит 27 ноября, годовщина свадьбы Шахрама и Асмы. Влюбленные собираются в этот день устроить небольшой праздник – только для них двоих.
Комитет бесплатно оказывает юридическую помощь Шахраму, Асме и другим людям, которые оказались в сложной ситуации. Социальных гарантий у просителей убежища в России нет, а людям, оставшимся без родного дома, часто нужны одежда и продукты.
Поддержать наших заявителей можно через форму ниже. Собранные средства мы направляем на гуманитарную помощь беженцам, трудовым мигрантам, лицам без гражданства и лицам, вынужденно перемещенным внутри России.
Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам «Гражданское содействие», в лице председателя организации Ганнушкиной Светланы Алексеевны, предлагает гражданам сделать пожертвование на ниже приведенных условиях:
1. Общие положения
1.1. В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации данное предложение является публичной офертой (далее – Оферта).
1.2. В настоящей Оферте употребляются термины, имеющие следующее значение:
«Пожертвование» - «дарение вещи или права в общеполезных целях»;
«Жертвователь» - «граждане, делающие пожертвования»;
«Получатель пожертвования» - «Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам «Гражданское содействие»».
1.3. Оферта действует бессрочно с момента размещения ее на сайте Получателя пожертвования.
1.4. Получатель пожертвования вправе отменить Оферту в любое время путем удаления ее со страницы своего сайта в Интернете.
1.5. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительность всех остальных условий Оферты.
2. Существенные условия договора пожертвования
2.1. Пожертвование используется на содержание и ведение уставной деятельности Получателя пожертвования.
2.2. Сумма пожертвования определяется Жертвователем.
3. Порядок заключения договора пожертвования
3.1. В соответствии с п. 3 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор пожертвования заключается в письменной форме путем акцепта Оферты Жертвователем.
3.2. Оферта может быть акцептована путем перечисления Жертвователем денежных средств в пользу Получателя пожертвования платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием в строке «назначение платежа»: «пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности», а также с использованием пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Жертвователю перечислять Получателю пожертвования денежных средств.
3.3. Совершение Жертвователем любого из действий, предусмотренных п. 3.2. Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.4. Датой акцепта Оферты – датой заключения договора пожертвования является дата поступления пожертвования в виде денежных средств от Жертвователя на расчетный счет Получателя пожертвования.
4. Заключительные положения
4.1. Совершая действия, предусмотренные настоящей Офертой, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями Оферты, целями деятельности Получателя пожертвования, осознает значение своих действий и имеет полное право на их совершение, полностью и безоговорочно принимает условия настоящей Оферты.
4.2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с действующим российском законодательством.
5. Подпись и реквизиты Получателя пожертвования
Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам «Гражданское содействие»
ОГРН: 1027739104293
ИНН/КПП: 7708037113/770201001
Адрес места нахождения: 129090, Москва, Олимпийский проспект, д.10, к.1-2
Банковские реквизиты:
Номер банковского счёта: 40703810338320100413
Банк: ПАО Сбербанк г. Москва
БИК банка: 044525225
Номер корреспондентского счёта банка: 30101810400000000225
председатель Комитета
Ганнушкина Светлана Алексеевна
Фото: Farid Ershad // Unsplash
*движение «Талибан» признано в России террористической организацией и запрещено