В новом учебном году в российских школах будут учиться 16,5 миллиона детей. Об этом сообщает Министерство просвещения. Но чиновники не говорят о тысячах детей школьного возраста, для которых день знаний праздником не стал. Это ребята из семей беженцев и мигрантов, которые живут в России. Согласно Конституции, они имеют право и должны учиться вместе со сверстниками, но на практике в школу их не берут, потому что у родителей или детей нет регистрации или миграционный статус родителей в стране не определен.
Право каждого ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное и обязательное полное школьное образование гарантирует статья 43 Конституции РФ, а на обязательное начальное школьное еще и пять международных конвенций, ратифицированных Россией, но это, как оказывается, для некоторых чиновников совсем не указ. При этом Европейский суд по правам человека и Верховный суд РФ уже указывали, что отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания (миграционный учет) не может быть причиной для отказа в приеме в школу. Таким основанием является только отсутствие в школе свободных мест, и в этом случае Департаменты или управления образования должны предлагать родителям место в другой школе. На практике же все иначе: детей часто дискриминируют по признакам, связанным с местом жительства, нарушая их право на образование.
Проблемы с зачислением детей без регистрации в школы ряда регионов начались после того, как Минобрнауки (сейчас – Минпросвещения) издал в 2014 году приказ №32. В пункте 9 документа говорится, что для приема ребенка в первый класс родители дополнительно предъявляют свидетельство о регистрации по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории. Данное требование является дополнительным, не обязательным. Верховный суд РФ подтвердил это еще 27 августа 2015 года. В своем решении по жалобе Комитета «Гражданское содействие» на приказ Минобрнауки суд указал, что сведения о регистрации необходимы только для первоочередного зачисления детей в первые классы. Для всех остальных классов предоставление сведений не обязательно и «не может являться основанием для отказа в приеме ребенка в образовательную организацию при наличии в ней свободных мест».
Кроме того, приказом №32 Минобрнауки фиксируется дополнительное требование для иностранных граждан о предъявлении документов, «подтверждающих право заявителя на пребывание в Российской Федерации». Некоторые чиновники ссылаются на это неясное правило, когда устанавливают препятствия в доступе к образованию иностранцев, ищущих убежище на территории России, но еще не получивших его или находящиеся на стадии обжалования отказа. Поскольку в приказе не указано, какие именно документы могут подтвердить законность пребывания иностранца на территории России, а главное, зачем это нужно и из какого федерального закона в сфере образования оно выводится, школы перестраховываются и признают только «официальные» документы, то есть удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища, разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство. Без них – ребенку отказывают в приеме в школу. Такая ситуация случилась с нашим заявителем из Узбекистана Каримовым. Московская школа не приняла документы на зачисление несовершеннолетнего сына Каримова, потребовав у отца РВП в качестве документа, подтверждающего его право на пребывание на территории РФ. Законность своего нахождения в России Каримов подтвердил справкой ГУ МВД России по вопросам миграции о рассмотрении его заявления на предоставление временного убежища в России, но школе этого было недостаточно. Комитет «Гражданское содействие» обратился в суд, и 16 июля 2019 года Президиум Мосгорсуда признал незаконным бездействие Департамента образования Москвы, который не принял никаких мер для зачисления ребенка в школу и, таким образом, нарушил его право на образование. Суд в очередной раз напомнил, что Конституция РФ устанавливает право каждого на образование и гарантирует его общедоступность и бесплатность. Удивительно, что руководству школ и чиновникам из Департамента образования требуется разъяснение суда для того, чтобы следовать основному закону страны.
Cейчас Комитет «Гражданское содействие» ведет одновременно девять судебных дел о нарушении прав детей беженцев на школьное образование, еще 12 наших исков оспаривают недопуск к обучению в детских садах. Процесс обжалования отказов в зачислении детей беженцев и мигрантов в школу может тянуться несколько лет, на протяжении этого времени дети не могут учиться. С начала 2019 года нам удалось добиться зачисления в школу больше 30 детей из семей беженцев, а также помочь по этому вопросу еще нескольким семьям трудовых мигрантов. Жаль, что нам пришлось потратить несколько месяцев, а в некоторых случаях и лет, на то, чтобы эти ребята начали учиться, как и все остальные дети. А сколько еще времени потребуется на отстаивание гарантированного Конституцией права на образование остальных детей беженцев, которые очень хотят учиться, а не сидеть дома, и сколько драгоценного времени они упустят, ожидая, когда чиновники соизволят выполнить свою работу.