20 и 21 июня Комитет «Гражданское содействие» провел онлайн-фестиваль «Без Границ», посвященный Всемирному дню беженцев. Участники поговорили о бытовом расизме, ксенофобии, опыте иммиграции и стигматизации малых народов, а также о том, почему Холокост мешает говорить о современном антисемитизме, как борьба за экологию с угольной компанией вынудила семью бежать из России и почему мы можем стать косвенными соучастниками торговли людьми, просто покупая дешевые товары в самом обычном продуктовом магазине.
Кыргызская активистка и юристка Эльвира Тилек рассказала на фестивале о гражданском обществе в Кыргызстане и влиянии феминистского движения на его развитие.
Записала Рита Бондарь.
Эльвира Тилек, феминистка, активистка, юристка
Моя лекция называется «Феминизм в Кыргызстане вчера, сегодня и завтра». Мне очень трепетно рассказывать о своей стране с точки зрения феминизма. Я сама в феминизме уже более пяти лет, занимаюсь активизмом и работаю юристом в правозащитной организации. Основное направление моей работы — дискриминация в Кыргызстане.
Я понимаю, что очень многие люди знают только о природе Кыргызстана, либо о политической ситуации или о трудовой миграции (если вы — россиянин). Если рассказывать о Кыргызстане, мне хотелось бы для начала рассказать о секторе гражданского общества, потому что я являюсь частью этого сектора, и гражданское общество в Кыргызстане является самым сильным в странах Центральной Азии и вообще на постсоветском пространстве. У нас очень много неправительственных организаций, которые занимаются правами человека, и если возникает какая-то кризисная ситуация, они очень быстро консолидируются и стараются достучаться до правительства. Самое важное, что хотелось бы отметить, — это то, что свобода слова в Кыргызстане в ежегодном глобальном рейтинге «Репортеров без границ» в 2020 году поднялась на 82-е место. То, что мы можем свободно выражать свои мысли и высказывать мнение, является для нас большим плюсом, особенно для тех, кто занимается активизмом.
Если говорить о феминистском движении, то оно имеет очень длинную историю и начинается еще с 90-х годов. Но тогда женщины скорее занимались продвижением законопроектов, получали квоты в Парламент. Феминистское движение именно как «феминистское» появилось в Кыргызстане после 2010 года. Феминистки очень часто проводили акции против домашнего насилия, либо против той риторики касательно положения женщин в обществе, которую использовало правительство. Парламент часто продвигал законопроекты, ограничивающие права женщин. Один из них был такой, что девушкам до 23-х лет нельзя было выезжать заграницу. И тогда феминистки очень активно устраивали протесты.
У нас очень много профем-организаций, но самой заметной организацией в Кыргызстане является «Бишкекские феминистские инициативы». БФИ официально работает с 2012 года. Сначала это было движение феминисток, которые объединились и проводили акции, устраивали протесты. Сейчас добавилась еще неформальная группа «8/365». В «8/365» в основном состоят профем-организации, свободные активисты и активистки, которые помогают проводить ежегодные марши. Еще есть общественное объединение «Новый ритм» в южном регионе, городе Ош. Южный регион Кыргызстана гораздо более консервативен, чем остальные. В основном «Новый ритм» занимается просветительскими инициативами и ежегодно 8-го марта проводит «Марш солидарности».
Среди стран Центральной Азии Кыргызстан является, наверное, наиболее свободной страной именно с точки зрения проведения мирных маршей и митингов. С 2016 года феминистки проводят марши за равные права и «Марши солидарности». В 2019 году у нас был самый большой марш, и после его проведения начался скандал: многие депутаты, члены правительства и организации националистического толка высказывались о том, что на марше были продвинуты не только женские, но и ЛГБТ-повестки. На самом деле, феминистское движение это не опровергало, потому что изначально акция задумывалась как марш за равные права для всех.
В 2020 году проводился «Марш солидарности», марш против домашнего насилия, но мы столкнулись с такой проблемой, что акцию сначала хотели запретить. В конце концов иск отозвали и марш собрался, но через 5 минут нас атаковали, полиция задержала более 70 активисток. И в итоге мы провели эту акцию рядом с Районным Управлением Внутренних Дел. Активистки и активисты до сих пор проходят через судебные обжалования, но если даже такой опыт у нас случился, это не значит, что в следующем году мы не будем пытаться провести митинг.
В 2019 году в Кыргызстане было Феминале — биеннале авторов с феминисткой позицией из 22 стран мира, и это, наверное, одно из самых знаменательных событий страны. Феминнале было посвящено 14-ти девушкам, которые погибли в 2016 году во время пожара в Москве. В нем участвовали более 50-ти художниц и художников из 22 стран. Феминнале подверглось цензуре со стороны правительства, но все равно состоялось и проходило более двух недель.
Если рассказывать о активизме, я могу отметить также подростковые феминистские движения. Инициаторами этого движения стали девочки, подростки-феминистки, которые хотели создать для себя пространство, где не было бы сексизма, гомофобии, дискриминации, вне зависимости от национальности и социального статуса. Если еще говорить об активизме, то им занимается именно в творческом плане певица Зере, она очень часто выступает на различных мероприятиях. В 2017 году она выпустила песню, которая называется «Девушка» (на киргизском «Кыз»). Эта песня стала очень актуальной, таким взрывом, так как после песни возникло очень много обсуждений, и тогда уже стало понятно, что мы живем в очень патриархальном обществе, где девушкам необходимо бороться за свою свободу, свободу выбора. В песне говорится о том, что женщина может самостоятельно выбирать, как ей жить.
На данный момент, в связи с пандемией тема домашнего насилия стала особенно тяжелой и болезненной, и мы каждый день по новостям слышим, что где-то пострадала женщина, недавно одну женщину убил ее сожитель. Нас это очень огорчает. Ежедневно мы проводим одиночные пикеты, так как в связи с пандемией мирные марши запрещены.
Если говорить о феминистской повестке в Кыргызстане, на которой мы бы все акцентировали внимание, как и в России, у нас стоит очень большая проблема с домашним насилием, хотя у нас и принят закон о профилактике семейного насилия, но он работает плохо. Также у нас в повестке стоит свободный выбор женщины, потому что у нас очень патриархальное общество, традиции, которые на самом деле очень вредны в первую очередь для женщин. В Центральной Азии существует обычай кражи человека для вступления в брак. Эта проблема в Кыргызстане тоже была очень сильна, и она остается проблемой для регионов, для сел Кыргызстана, и борьба с этим обычаем также занимает большую часть фем-повестки.
Феминистки в Кыргызстане сейчас солидаризируются, несмотря на разные политические и религиозные взгляды.