Не первый год исправительные колонии республики Мордовии известны своими жестокими методами «исправления» заключенных посредством пыток и издевательств, унижений и оскорблений, в том числе по национальному признаку. Ситуация с течением времени не меняется в лучшую сторону, а новые факты пыток только подтверждают и дополняют картину сложившейся системы управления колониями.

В Интернете в конце февраля разошлось видеообращение Ибрагима Баканиева, отбывающего наказание в ИК-5 ГУФСИН РФ по Республике Мордовия. Он рассказал об избиении и унижающих достоинство пытках в колонии. «Обращаюсь ко всем правозащитным организациям России, генеральному прокурору РФ и во все средства массовой информации. Убедительно прошу обратить внимание на мое обращение и не оставлять его без внимания», – заявил Баканиев в видео. С заявлением к правозащитникам обратились и его родственники, в частности больная мать Фазан Баканиева, с просьбой защитить сына и дать ему возможность вернуться к нормальной жизни по истечению назначенного судом срока. Но сотрудники ИК-5, судя по всему, не хотят этого.
В ночь с 13 на 14 февраля 2020 года группа заключенных, отбывающих наказание в СУС (Строгие условия содержания) в мордовской колонии, устроила протестную акцию: участники поджигали матрасы и разбивали окна. Инцидент требует тщательного расследования и наказания виновных в рамках действующего законодательства, но начальник колонии Валерий Трофимов решил иначе. Одного из заключенных колонии – Ибрагима Баканиева – привели в кабинет заместителя начальника по БИОР ИК № 5 Александра Шавкуна. Туда в два часа ночи ворвался Трофимов и повалил заключенного на пол. Вместе они начали жестоко избивать Баканиева ногами и медицинской тростью. Ибрагим Баканиев после перенесенного им инсульта мог передвигаться только с помощью этой трости. Избиение сопровождалось нецензурной бранью и оскорблениями по национальной принадлежности. Баканиева заставляли подниматься с пола, так как он “гордый чеченец”, но каждый раз снова валили и продолжали избивать. Позже к ним присоединился сотрудник колонии Виляйкин, который участия в избиении не принимал, а ограничился оскорблениями и угрозами добавить срок заключения.
Угрозы убийством и изнасилованием, избиение шваброй с половой тряпкой продолжались 4 часа. У руководства колонии была задача: заставить заключенного сознаться в организации поджога, написав явку с повинной. Пытки прекратились только после того, как Ибрагим Баканиев, не выдержав издевательств, попытался вскрыть себе вены на руке.
Известно, что это не первый случай издевательств над осужденными в мордовской колонии. В марте 2019 года группа заключенных вспороли себе животы в знак протеста против пыток и издевательств со стороны сотрудников колонии. (О фактах издевательств писали «Новая газета» и «Кавказ.Реалии») По свидетельству самого Ибрагима Баканиева, на протяжении полутора лет заключенные ИК-5 неоднократно жаловались на пытки и обращались во всевозможные инстанции с требованиями прекратить «беспредел, который установлен начальником колонии Трофимовым и его заместителем Шавкуном» во вверенном им учреждении. В ответ на эти жалобы сотрудники прокуратуры и следственного комитета угрожали заключенным привлечением к ответственности за дачу ложных показаний, откровенно издеваясь и насмехаясь над ними. На просьбы заключенных изъять записи с камер видеонаблюдения сотрудники всякий раз ссылались на неисправность жесткого диска с файлами.
В тот же день после избиения на Баканиева было наложено взыскание, он был этапирован в ИК-10 на три месяца и помещен в ЕПКТ (Единое помещение камерного типа, предназначенное для содержания осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания). Заключенный якобы не поприветствовал сотрудника колонии. При этом не было ни решения дисциплинарной комиссии, ни фиксации нарушения нагрудной видеокамерой сотрудника колонии. Надо отметить, что помещение в ЕПКТ за подобный проступок – даже если он имел место – несоразмерное наказание.
По словам адвоката Марата Ашимова, который встречался с Баканиевым в ЕПКТ, по всему его телу были видны следы побоев, синяки и ссадины. Они были зафиксированы надлежащим образом. Этого удалось добиться только после многочисленных требований осужденного к медицинским работникам. (В нашем распоряжении имеются необходимые документы и фотографии.)
4 марта 2020 года целый ряд СМИ представил общественности отдельные фрагменты видеозаписи из ИК-5, в которой произошел бунт. На них видно следующее: некие люди в масках устраивают в здании поджог и выводят из строя камеры видеонаблюдения. Непонятно, каким образом Баканиев мог быть идентифицирован среди них.
По фактам пыток и унижений «проведена проверка, в том числе проверены записи видеорегистраторов указанных осужденным сотрудников колонии. Ни один из них подтверждения не нашел», – заявил иcточник в правоохранительных органах изданию Лента.ру. Следует отметить, что камеры видеорегистрации зафиксировали Ибрагима Баканиева в дежурной части ИК-5, в кабинете врача, в коридоре штаба при входе и на выходе из кабинета, в котором собственно и производилось избиение, но эти данные не были обнародованы.
Делом Баканиева занимается адвокат Марат Ашимов. Он направил заявления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и прокуратуру республики Мордовия с просьбой провести проверку и привлечь к ответственности виновных лиц. Комитет «Гражданское содействие» обратился в Следственный комитет Российской Федерации с просьбой провести проверку по поводу видеообращения Баканиева о правонарушениях, избиении и пытках со стороны администрации ИК-5.
Прокуратура и Следственный комитет в очередной раз получили очевидные доказательства избиения осужденного руководителями колонии, но надежда на то, что виновные будут привлечены к ответственности, невелика. А значит, мы слышим о пытках в местах лишения свободы не в последний раз.
Абубакар Магомадов, “Гражданское содействие”