Комитет «Гражданское содействие» продолжает разбирать мифы о мигрантах.

ДМИТРИЙ ОПАРИН, антрополог, НИУ ВШЭ
Национальная культура не является чем-то статичным и незыблемым. Динамична как современная культура, так и презентация старой культуры – в культурной сфере постоянно происходит переосмысление казалось бы устоявшегося и формирование нового. Миграция и в целом мобильность в самом широком понимании этого слова не то что не угрожают национальной культуре, они являются одним из импульсов к развитию культуры, одним из источников ее обогащения.
К тому же, совершенно неясно, что понимается под термином «национальная культура», в особенности, в современном российском контексте. Россия является исторически сложившимся многонациональным государством, каждая из этнокультурных общностей которого внесла значительный вклад в развитие страны и обогатила и продолжает обогащать наше многообразное культурное пространство. Нет никакого смысла перечислять всех тех многочисленных деятелей культуры, не принадлежавших к этническим русским, которые стали символами русской и мировой культуры. С другой стороны, я не могу не упомянуть о множественном и гибком характере этнической идентичности. Самоидентификация – дело тонкое и динамичное, в том числе и этническая самоидентификация. Стоит также отметить, что культурная элита всегда многонациональна и толерантна, а зачастую наднациональна – далеко не все люди идентифицируют себя в рамках этнических или национальных категорий.
Всегда легче опираться на локальные примеры. Возьмем Москву. Еврейское, армянское, грузинское, немецкое, французское, татарское архитектурное и в целом культурное наследие города сложно переоценить. До революции в городе было две мечети, не менее десяти синагог, несколько католических и протестантских храмов, три армянских церкви. Культовые сооружения (как наиболее этнически маркированные), особняки и доходные дома кавказских, еврейских и татарских купцов, этническая и региональная топонимика города – все это московское наследие. Миграция (как из соседних регионов, так и из национальных окраин и из дальних стран) сделала Москву Москвой и продолжает формировать столицу.
Культура – это практики, складывающиеся здесь и сейчас, это наследие, которое актуализируется, репрезентуется и переосмысляется также здесь и сейчас. Динамичность и восприимчивость к новому – естественные черты и условия устойчивого культурного развития. Миграция диверсифицирует кулинарные и досуговые практики местного населения, несет новые явления, которые не копируются, а по-своему осмысляются в локальном контексте и в конце концов становятся частью национального/локального/этнического наследия. Например, кавказские и украинские кулинарные традиции вплетены в русскую кухню, в кулинарные практики местного населения. Сейчас во многих городах России кулинарные ландшафт дополняется среднеазиатскими традициями, которые в конце концов станут (или уже стали) неотъемлемой часть российской городской культуры.
Беспокойство скорее могут вызывать ассимиляционные процессы среди мигрантов второго и третьего поколений, которые теряют язык и связь со своей этнической культурой. Принадлежность человека к двум культурам и билингвизм делают ее/его амбивалентным, дают только преимущества. Люди с таким бэкгранудом – необходимый человеческий ресурс страны.
Мифы о мигрантах
- Почему нужно помогать мигрантам?
- В России много «нелегальных» мигрантов?
- Большинство преступлений в России совершается мигрантами?
- Из-за миграции из Средней Азии происходит исламизация России?
- Мигранты создают “гетто”?
- Мигранты привозят в Россию ВИЧ и туберкулез?
- Мигранты забирают наши рабочие места?
- Из-за мигрантов уменьшаются зарплаты?
- Денежные переводы на родину, которые делают мигранты, — это колоссальная утечка финансов из России?
- Если мигрант пересек границу по фальшивым документам, то он нарушает закон?
- Мигранты пользуются льготами и получают социальные пособия, положенные российским гражданам?
- Дети мигрантов претендуют на места в школах, из-за чего школы переполнены и качество образования снижается?