Marwa (Yemen)

20 / 10 / 2016

“Death. For marrying against my parents’ will – death. This is completely unacceptable. We loved each other and wanted to marry. We were hiding, he traveled to Malaysia. I was going to follow him, but the war broke out. I arrived in Russia on an emergency helicopter. It was very difficult, but there was no other choice.”

Marwa arrived to Moscow in March 2015 from Sana’a, the capital of Yemen. A brutal civil conflict was beginning there, but the reason for her departure was quite different.

One day, the girl’s friend introduced her to a handsome young man from Palestine who owned several stores in different cities in Yemen. In Sana’a they met several times in the presence of their friends and at some point they realized that they loved each other. He proposed to her, and she said yes, but that was not enough – they needed the consent of the bride’s family.

When Marwa’s husband was asking for her hand, he was refused by all her relatives – he was a Palestinian, a foreigner, a stranger. Later it turned out that he was also a Christian, and the girl was forbidden to see him under the threat of death. However, that did not work – the young couple still got married.

In secret from their relatives, they left for the city of Aden, 300 kilometers from Sana’a, to the shore of the gulf. Marwa said she was going to visit her relatives, the families of her brothers and sisters on her father’s side. In fact, she met her relatives only once: her cousin accidentally saw her together with her husband in the city of Samer.

“He asked me: you went to visit us, where did you disappear? How do you explain that? I said I got married,” recalls Marwa. “My father’s brothers were especially against this marriage. After they found out about it everything was decided: it was a matter of honor. The relatives were ready to detain us. My husband would be killed immediately, I am sure of that. And I’m sure I would be too.”

It became clear that her husband urgently need to leave. Malaysia was the only country he could enter without a visa and relatively easy. In March 2015, the plane with him on board had already landed in Kuala Lumpur. Back then Yemen was already unstable, but flights were occurring until March 28. Later the airport was closed for civil aviation, and now the airport building is partially destroyed.

Exactly a month later Marwa handed her passport to a border control officer at Moscow Domodedovo airport. A ticket to Malaysia was booked in her name. “I’ve just arrived back then – at first by an emergency plane to a military airport, then I was able to reach a civilian airport. It was cold here, and I was afraid, but I considered myself lucky: I managed to get out of Yemen. At first they were saying that the planes only transport Russians, and then we were told that the injured and those whose houses were damaged could also get on board. Houses destroyed, people killed and injured – I’ve seen it all. And I fled from my family and from the war.”

The story of Marwa developed at the same time as the civil conflict: the Houthi rebels and the army of Yemen, which is loyal to the country’s former president, are still in confrontation with the incumbent president Abdrabbuh Mansur Hadi, who is aided by a Saudi-led coalition of Arab states. The peace talks organized by the UN have so far failed, and the number of civilian losses has reached four thousand. Marwa made it to the first wave of evacuations when the special forces of several countries, Russia among them, were transporting their citizens out of the conflict-ridden Yemen. She could not fly to Malaysia together with her husband as all her documents, including the passport, were kept by her parents. However, she proved to be very committed to her task: Marwa convinced her friend to give her her passport, obtained a visa for Russia and later arrived there.

This is how Marwa, already pregnant at the time, ended up in the airport’s prison: the border guards quickly discovered her plan. The Yemeni embassy did not want to interfere. Marwa’s life in Russia began only when she was released after trial – she decided to seek asylum in Russia.

The Yemeni embassy did not assist Marwa even in recovering her papers, let alone in finding housing or livelihood. “Wait for the situation to stabilize.” Only a few acquaintances of her husband helped her. One of them lived in Voronezh at the time, where Marwa stayed for several months and where she gave birth to her son Zaid. Later that friend left for the US, and Marwa returned to Moscow.

A pregnant girl from Yemen without any papers, rejected by her family, all alone – her situation was one of the most desperate cases the Civic Assistance Committee had to deal with. It did not get any easier once she gave birth: Marwa only became more helpless while taking care of a baby. We helped her apply for asylum to the Federal Migration Service – before that various excuses were used to avoid accepting her application, but by now she has already been interviewed. However, her chances of receiving asylum are very low, just like the other refugees.

There are two legal statuses for such migrants in Russia: a permanent refugee status and temporary asylum. Refugee status is almost impossible to obtain: at the end of 2015 out of hundreds of thousands of actual refugees in Russia only 770 people had that legal status. Temporary asylum is also extremely rare: according to the official statistics, there are 313 000 people with that status – but most of them are Ukrainians, who are assisted by Russia out of political considerations (and even then, over a year ago this enthusiasm of Russian authorities subsided, and they halted providing asylum). If we take Ukrainians out of the number of people who received temporary asylum, then only 2573 foreigners with that status in Russia are left.

Later Marwa was able to obtain a Palestinian passport, but she could not leave with it due to a number of reasons. In addition, she was in dire need: on top of all her misfortunes, her husband got into a car accident at the end of July 2016. At the time of the interview his condition was dire; by now he has already left the hospital but he can still do little to support his wife.

“Life here is very difficult, the circumstances are against me. But I have great hope for the future; I believe that everything will change for the better. When I arrived, at first it seemed to me that people here are very cold, live in isolation and do not communicate with anyone. But over time, I discovered that it is not that way and that there are simple and good people.”

Cheerful, young and full of life, Marwa would look good as a student of a foreign university: she is not very different from many European women who have their rights and freedoms since birth. Talking to her, you feel that injustice: nowadays Marwa has very few opportunities. But we hope that everything will work out: her husband will recover, they will meet, and there will be a country in which they can live together.

Text: Elena Srapyan

Pictures: Alexander Fedorov

×
Scroll Up

Марва (Йемен)

20 / 10 / 2016

«Смерть. За то, что вышла замуж против воли родителей – смерть. Это совершенно неприемлемо. Но мы любили друг друга и решили пожениться. Мы скрывались, он поехал в Малайзию. Я собиралась тоже, но началась война. На самолете МЧС я прилетела в Россию. Это было очень тяжело, но другого выбора не было».

Марва (Йемен)

Марва приехала в Москву в марте 2015 года из Саны, столицы Йемена. Тогда там начинался жестокий гражданский конфликт, но причина ее отъезда была совсем другой.

Однажды подруга девушки познакомила ее с симпатичным молодым человеком из Палестины, у которого было несколько собственных магазинов в разных городах Йемена. В Сане, в присутствии друзей, они встретились несколько раз, и в какой-то момент поняли, что любят друг друга. Он сделал ей предложение, она согласилась. Конечно, этого было недостаточно ­– требовалось согласие семьи невесты.

Когда муж просил руки Марвы, ему отказала вся родня ­– он палестинец, иностранец, чужой. Позже выяснилось, что он еще и христианин. Тогда девушке запретили с ними видеться под страхом смерти. Но ничего не вышло – молодые люди все же смогли пожениться.

Втайне от родни они уехали в город Аден в 300 километрах от Саны, на берег залива. Марва сказала, что едет к родственникам, семьям братьев и сестер со стороны отца. На деле с родственниками она встретилась лишь однажды: их с мужем случайно увидел ее двоюродный брат в городе Самер. «Меня спросили: ты же поехала к нам, куда ты исчезла? Как объяснишь? Я сказала, что вышла замуж, – вспоминает Марва. – Братья отца особенно противились замужеству. После того, как они узнали, было решено: это дело чести. И родственники были готовы задержать нас. Мужа убили бы сразу, я точно это знаю. Я уверена, что меня тоже».

Стало ясно, что мужу срочно надо уезжать. Малайзия оказалась единственной страной, куда он мог попасть без визы и сравнительно легко. В марте 2015 года самолет с ним на борту уже приземлился в Куала-Лумпуре. Тогда в Йемене было уже неспокойно, но авиасообщение сохранялось вплоть до 28 марта. Позже аэропорт закрыли для гражданской авиации, сейчас здание аэропорта частично разрушено.

Ровно через месяц Марва протянула паспорт офицеру на погранконтроле в московском аэропорте Домодедово. На ее имя был заказан билет в Малайзию. «Я тогда только прилетела, сначала на самолете МЧС на военный аэродром, потом смогла добраться до обычного. Здесь было еще холодно, и я чувствовала страх. Но я считала, что мне повезло: я смогла уехать из Йемена. Потому что сначала говорили, что самолеты вывозят только русских, потом сказали, что могут попасть на борт и те, кто пострадал, чьи дома пострадали. Разрушенные дома, убитые и раненые… Я видела все это. И бежала – от своей семьи и от войны».

Марва (Йемен)

История Марвы развивалась параллельно с гражданским конфликтом: повстанцы-хуситы и лояльная экс-президенту Йемена армия до сих пор противостоят войскам действующего йеменского президента Абда Раббо Мансура Хади, которых поддерживают силы арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией. Мирные переговоры, организованные ООН, пока ни к чему не привели, и число жертв конфликта среди мирных жителей уже достигло четырех тысяч. Марва попала в первую волну эвакуации – национальные спецслужбы нескольких стран, в том числе и российские, вывозили своих граждан из охваченного конфликтом Йемена. Улететь с мужем в Малайзию она не могла, не было паспорта, все документы остались у родителей. Но девушка оказалась очень целеустремленной: она уговорила подругу отдать ей своей паспорт, получила российскую визу и прилетела в Россию.

Так Марва, тогда уже беременная, оказалась в тюрьме аэропорта: пограничники быстро ее раскрыли. Посольство Йемена не хотело вмешиваться. Освободили ее только после суда: Марва решила обратиться за убежищем в России. С этого началась ее жизнь здесь.

Посольство не помогло Марве даже восстановить документы, не говоря уже о жилье или средствах к существованию. «Ждите, когда ситуация стабилизируется». Помогали немногочисленные знакомые мужа. Один из них жил в Воронеже – туда Марва и поехала на несколько месяцев. И там же родила сына Заида. Потом друг мужа улетел в США, и Марва вернулась в Москву.

Марва (Йемен)

Отвергнутая семьей, одинокая беременная девушка из Йемена без документов – в Комитет «Гражданское содействие» приходят люди в разном положении, но ее было одним из самых отчаянных. Когда она родила, легче не стало: с грудным ребенком на руках Марва стала еще более беспомощной. Мы помогли Марве обратиться за убежищем в УФМС, потому то до этого ее никак не принимали с разными отговорками, сейчас она прошла интервью. Но ее шансы получить убежище здесь очень низкие, как и у других беженцев.

В России есть два статуса для таких мигрантов – это бессрочный статус беженца и временное убежище. Статус беженца получить практически невозможно: на сотни тысяч реальных российских беженцев получивших статус на конец 2015 года приходилось всего 770 человек. Временное убежище также предоставляется крайне редко: если из 313 тысяч официальной статистики вычесть украинцев, которым наше государство в политических целях оказывало всяческое содействие (и больше года назад этот энтузиазм спал, и убежище также почти перестали предоставлять), то останется всего 2573 гражданина других государств, получивших временный статус.

Марва (Йемен)

Позже Марве удалось получить паспорт Палестины. Но выехать с ним она по ряду причин уже не могла. Кроме того, она находилась в крайней нужде: ко всем несчастьям Марвы прибавилась авария, в которую ее муж попал в конце июля 2016 года. На момент съемок он находился в очень тяжелом состоянии, сейчас он уже вышел из больницы и приходит в себя, но все еще мало чем может помочь жене.

«Жизнь здесь очень тяжелая, обстоятельства против меня. Но у меня большая надежда на будущее, я верю, что все изменится к лучшему. Когда я приехала, первое время мне казалось, что люди здесь очень холодные, живут в изоляции и не общаются ни с кем. Но со временем я обнаружила, что это не так, что есть люди простые и хорошие».

Веселая, жизнерадостная и молодая, Марва хорошо бы смотрелась студенткой одного из зарубежных университетов: она не сильно отличается от многих европейских женщин, с рождения обладающих правами и свободами. Когда разговариваешь с ней, чувствуешь эту несправедливость: сейчас у Марвы очень мало возможностей. Но мы надеемся, что все получится: муж выздоровеет, они встретятся, и найдется страна, в которой они смогут жить.

Марва (Йемен)

Текст: Елена Срапян

Фото: Александр Федоров

Ура! Мы с вами собрали 106 500 рублей

Эти деньги вылечили пострадавшую от рук сотрудницы Магнита.
Мы просим вас поддержать мигрантов и беженцев, чтобы мы
могли вовремя реагировать и спасать жизни семей.

Поддержать
×
Scroll Up