John (Congo, Brazzaville)

14 / 06 / 2016

“When we, the refugees, came from Kinshasa, there were troops at the border. They started shooting. The men were killed. Women and children – we were all abducted. Every day they would come and take away a person. They said: our president needs the blood of people from the south to make him stronger. I was 15 years old. In 2006, the president ordered the elimination of all surviving witnesses.”

John and his family fled the Republic of the Congo for the first time in 1998, when civil war broke out. A few months later, the authorities declared that the war was over and civilians could return to their homes safely. But the ship with refugees on board, which was sailing to the other side of the river separating Kinshasa and Brazzaville, was met with the presidential troops.

Young men were killed immediately: lined up and shot on the spot. Women and children were forced into buses and taken to an unknown destination. Those who did not fit into the buses were led to a metal cargo container at gunpoint. After the last person entered the container, it was simply lowered into the water, drowning the people alive.

John says that the bus brought them “to the president’s yard”. Every day the military came and led away one of the refugees. Sometimes they would return with their severed head, lifting it high and showing it to those who were still alive.

“There was no food, there was no water. Some people who had water shared it with the children while suffering from hunger and thirst themselves. This is how I spent several days. Then one day a military man came. He recognized me.”

John’s father was a priest – his name was Father Joseph. He worked a lot with children at a school, and the military man who recognized John turned out to be one of his father’s former students. They were closely acquainted, and later John remembered this man: he would come to his father’s house and have extra lessons in physics and chemistry.

“He came and said: do not touch this boy, let him be at the end of the hall. And he left to look for my father. My father handed him money for the commanders, and they ordered to let me go. I was blindfolded, put in a car, and soon I was free.”

Afterwards John lived peacefully for almost eight years, studying and preparing to enter university. In the meanwhile the relatives of those killed on that terrible day, now known as Disappeared of Beach, were seeking justice. In total, more than 300 people died and disappeared back then. The families succeeded: in 2005, due to pressure from France and the support of the International Federation for Human Rights (FIDH) and the Congolese Observatory for Human Rights (OCDH), a trial against the country’s leadership began. At first it was carried out at state level, and all war criminals were acquitted, which caused outrage amongst the international community and led to increased pressure on the president Denis Sassou-Nguesso, who is still in power as of 2016.

“Then the president ordered to eliminate all surviving witnesses. They began to look at databases, pick up archives. First they found the military man who helped us, and then me.”

A friend of the father immediately alerted the family that John had to leave the country urgently. At first he tried to take refuge in his home village, but soon it became clear that it was as dangerous as staying in the capital. At the time, Nguesso was putting pressure on consulates and intermediaries so that the Congolese could not obtain European visas: he did not like the fact that refugees had initiated an investigation, and did not want to develop the case. Only Russian visas, which anyone could get for a certain amount of money, remained. John and his father went to one of the intermediary firms that sent students to Russia, and a few days later he had a visa.

“We also had to pay bribes in order to fly out of the country – otherwise I would not have passed border control as they were already looking for me,” recalls John. “So when we arrived at the airport with my mother and sister, they immediately took me by the hand and led me through lanes for the staff. I went to the airfield, and they immediately put me on board of a plane.”

John’s coming to Russia as a student was not just a formality for obtaining a visa; he began to study. John decided to apply for refugee status only in 2009, when he found out about such an opportunity.

“When they killed my father, I became lonely. I did not know where to go. It was the most difficult moment, I almost went insane. Then I was expelled: I did not have the money to pay for my classes. For several days I slept on the street. It was the most difficult moment here. I even wanted to kill myself, really – I had these thoughts, because I did not see any way out in this life. And then I had hope.”

His first attempt failed: despite the fact that John had plenty of documents confirming his story, migration officials did not find his situation sufficiently dangerous. The Civic Assistance Committee helped him appeal this decision to a higher authority, which was successful, but the second review of the case also did not lead to anything. Only in 2013 the court ordered the Federal Migration Service in Moscow to reconsider John’s case. This time it was successful, four years later, he was granted asylum.

During his time in Russia, John married a Russian woman, and his daughter turned four this year. He knows Russian well. Now John is applying for a residence permit in Russia: he has decided that he wants to live and work here.
“I can share my plans for the future. First, I want to become a citizen of Russia. Secondly, I want to do something to thank Civic Assistance, which has done so much for me. Do not laugh, this is my plan.
Then, I want to find a good job in my field. I want to continue studying, get my degree, since I am a chemist – I was studying in my fourth year, but did not graduate. All because I am working to be a citizen of Russia. And I will have that chance.”

Text: Elena Srapyan

Pictures: Alexandr Fyodorov

×
Scroll Up

Джон (Конго, Браззавиль)

14 / 06 / 2016

«Когда мы, беженцы, приехали из Киншасы, на границе были войска. Они начали стрелять. Мужчин убили. Женщин, детей, нас всех увезли. Каждый день они приходили и забирали одного человека. Говорили: нашему президенту нужна кровь людей с юга, чтобы он стал еще сильнее. Мне было 15 лет. В 2006 президент дал указание уничтожить всех людей, которые были свидетелями и остались в живых».

Джон (Конго, Браззавиль)

Джон с семьей впервые бежал из Республики Конго в 1998 году, когда там вспыхнула гражданская война. Через несколько месяцев власти объявили, что война закончилась, и мирное население может безопасно вернуться в свои дома. Но судно с беженцами на борту, которое двигалось на другой берег реки, разделяющей Киншасу и Браззавиль, встретили президентские войска.

Молодых мужчин убили сразу: построили в шеренги и расстреляли на месте. Женщин и детей загнали в автобусы и увезли в неизвестном направлении. Тех, кому не хватило места в автобусах, под дулом автоматов провели в металлический грузовой контейнер. После того, как дверь за последним беженцем закрылась, контейнер просто опустили в воду, похоронив людей заживо.

Джон говорит, что автобус привез их «во двор президента». Каждый день приходили военные и уводили кого-то из беженцев. Иногда возвращались с отрезанной головой: ее высоко поднимали и показывали всем, кто еще был жив.

«Не было еды, не было воды. Несколько человек, у которых с собой была вода, делились с детьми, а сами страдали от голода и жажды. Так я провел несколько дней. И от однажды приехал человек, военный. Он узнал меня».

Папа Джона был священником, и его звали отец Джозеф. Он много занимался с детьми в школе, и военный, который узнал Джона, оказался одним из учеников его отца. Они близко общались, Джон сам потом вспомнил этого мужчину: он приезжал домой к отцу Джозефу, занимался дополнительно физикой и химией.
«Он пришел и сказал: так, этого мальчика не трогайте, пусть он будет в конце зала. А сам отправился на поиски моего отца. Мой отец передал ему денег для командования, и они приказали отпустить меня. Мне завязали глаза, посадили в машину, и скоро я был уже на свободе».

После этого почти восемь лет Джон жил спокойно: учился, готовился к поступлению в университет. Тем временем родственники погибших в тот страшный день, ставших известными как Disappeared of Beach, искали справедливости. Всего тогда погибло и исчезло более 300 человек. Семьям удалось: в 2005 году благодаря давлению Франции и поддержке Международной федерации прав человека (FIDH) и Конголезской обсерватории по правам человека (OCDH) начался суд против руководства страны. Сначала он проходил на государственном уровне, и все военные преступники были оправданы. Это вызвало возмущение международного сообщества, и давление на президента Дени Сассу-Нгессо, который все еще находился у власти, выросло. Кстати, он и сейчас, в 2016 году, по-прежнему занимает пост президента Республики Конго.

«Тогда президент дал указание уничтожить всех, кто был свидетелем и остался в живых. Они начали смотреть базы данных, поднимать архивы. Так они нашли сначала военного, который помог нам, а потом и меня».

Друг отца сразу сказал семье: Джону нужно срочно уезжать из страны. Сначала он попробовал укрыться в родной деревне, но стало понятно, что это так же опасно, как и оставаться в столице. В то время Нгессо давил на консульства и посредников, чтобы конголезцы не получали европейских виз: ему не нравилось, что беженцы инициировали расследование, и он не хотел развития дела. Оставались только российские визы, которые за определенную сумму мог получить любой. Джон с отцом пошли в одну из посреднических фирм, которая отправляла студентов в Россию, и через несколько дней у парня уже была виза.

«Для того, чтобы улететь, тоже пришлось давать взятки – иначе я не прошел бы погранконтроль, меня уже разыскивали, – вспоминает Джон. – Так что когда мы приехали в аэропорт с мамой и сестрой, меня сразу взяли за руку и увели коридорами для сотрудников. Я вышел к летному полю, и меня сразу посадили на самолет».

Джон приехал в Россию как студент, и это не было просто формальностью для получения визы: он действительно начал учиться. Обратиться за статусом беженца Джон решил только в 2009 году: именно тогда он узнал, что такая возможность есть.

«Когда они убили моего отца, я стал одинок. Не знал, куда идти. Это был самый тяжелый момент, я чуть не помешался. Тогда же меня отчислили: больше не было денег, чтобы платить за учебу. Несколько дней я спал на улице. Это был самый тяжелый момент здесь. Я даже хотел себя убить, правда – были такие мысли, потому что я не видел выхода в этой жизни. А потом у меня появилась надежда».

Первая попытка провалилась: несмотря на то, что у Джона с собой было много документов, подтверждающих его рассказ, сотрудники миграционной службы сочли его ситуацию недостаточно опасной. Комитет «Гражданское содействие» помог ему обжаловать это решение в вышестоящую инстанцию, и это было успешно, но и второе рассмотрение ни к чему не привело. И только в 2013 году суд обязал УФМС по Москве повторно рассмотреть дело Джона. На этот раз получилось: спустя четыре года он все же получил убежище.

За время жизни в России у Джона появилась русская жена, в этом году исполнилось четыре года его дочери. Он хорошо знает русский язык. Сейчас Джон уже подает документы для оформления вида на жительство в России: он уже решил, что жить и работать хочет именно здесь.
«Я могу поделиться своими планами на будущее. Первое – я хочу быть гражданином России. Второе – я хочу записать что-нибудь, чтобы поблагодарить «Гражданское содействие», где так много сделали для меня. Не смейтесь, это мой план, это тоже план.

И третье – я хочу найти хорошую работу по специальности. Я хочу продолжать учиться, получить диплом, потому что я химик, я на четвертом курсе был, но диплом не сдал. Потому что я буду гражданином России. И у меня будет шанс».

Текст: Елена Срапян

Фото: Александр Федоров

Ура! Мы с вами собрали 106 500 рублей

Эти деньги вылечили пострадавшую от рук сотрудницы Магнита.
Мы просим вас поддержать мигрантов и беженцев, чтобы мы
могли вовремя реагировать и спасать жизни семей.

Поддержать
×
Scroll Up