Désolé, cet article est seulement disponible en Russe et Anglais Américain.
Миграционная служба обвиняет беженцев в нарушении режима пребывания в РФ, не проверяя, действительно ли они находятся в стране нелегально.

Люберецкий городской суд снова вступился за сирийского беженца в России. Попытки выдворить мигранта из страны были признаны незаконными. В частности, суд признал, что правонарушений в действиях Амири Хайтама не было, и постановил прекратить в отношении него административное дело. Сирийца обвиняли в нарушении режима пребывания в России (ч 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ), конкретно – в нахождении на территории России без действующей визы. За это ему грозило наказание в размере 5 тысяч рублей и выдворение в Сирию.
На самом же деле, как только закончилась виза, Амири подал документы на статус временного убежища в миграционный орган в Москве, но получил отказ. В период, когда он этот отказ обжаловал в суде, у него появилась русская жена и родился сын. Столичный суд эти факты не учел и тоже отказал в убежище. Тогда семья переехала в Московскую область, и Амири пошел в миграционный орган по Московской области подавать заявление на временное убежище. На тот момент решение столичного суда еще не вступило в силу, а значит, нахождение сирийца в стране было абсолютно легальным. Однако в областном миграционном управлении Амири автоматически посчитали нарушителем и, не проверив документы, передали в руки полицейских из ближайшего Котельнического отделения. Там на сирийца быстро завели дело: нарушение режима пребывания в РФ. Информацию о том, что это ошибочный вывод, проигнорировали.
Адвокат сирийца, сотрудничающий с Комитетом «Гражданское содействие», Филипп Шишов отмечает, что работники миграционных отделов очень часто, вместо того, чтобы просто принять у мигрантов документы на статус беженца или временное убежище, передают иностранцев полиции, где на них выписывают штраф и заводят дело с целью выдворения из страны. «Это происходит по той причине, что зачастую люди, которые приходят просить убежище в России, находятся в стране с просроченной визой или без регистрации. Задача миграционного управления же не проверять законность нахождения мигрантов в стране, а рассмотреть вопрос, могут эти люди получить убежище в России или нет. Миграционщики же уклоняются от выполнения своих прямых обязанностей и зовут полицию. Эта практика настолько укоренилась, что теперь даже не имеет значение, действительно ли у человека просрочена виза или нет – сразу «рекомендуют» на выдворение, как в случае с Амири», – комментирует юрист.
Амири встречает жену из роддома.
После того, как Люберецкий суд признал, что оснований для заведения дела на Амири не было, сириец снова пошел подавать документы на убежище в ГУВМ по Московской области. И хоть на этот раз полицию никто не вызывал, бумаги опять не приняли. В областном управлении по вопросам миграции сказали, что сначала нужно пройти до конца все инстанции в Москве, а потом уже приходить в область.
«Никаких законных оснований для такого требования нет. По сути, это подталкивание к тому, чтобы Амири оказался нелегалом в России. Вышестоящая инстанция – Московский городской суд, и если там сирийцу откажут в предоставлении убежища, он в день вынесения решения Мосгорсуда станет нарушителем режима пребывания в России. То, что решение суда апелляционной инстанции вступает в силу в зале заседания, прямо прописано в Кодексе административного судопроизводства РФ», – поясняет Филипп Шишов.
Стоит отметить, что помимо всего вышеперечисленного, выдворение Амири из страны – это нарушение статьи 8 «Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод», в которой определено право каждого человека на уважение его личной и семейной жизни, в том числе возможность находиться с родственниками в одной стране. Если же Амири уедет в Сирию вместе с семьей, он подвергнет смертельной опасности не только, себя, но и граждан РФ: жену, и маленького ребенка.
Напомним, что ранее в решениях Люберецкого городского суда цитировались доклады Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в которых отмечается, что ситуация в Сирии значительно не поменялась, и возвращение беженцев на родину «сопряжено с существенной угрозой для жизни».
В ближайшее время Амири планирует подать в суд на незаконные действия миграционной службы.
Дарья Манина, Комитет «Гражданское содействие»