Дошкольное образование только для детей «первой категории»

26 / 03 / 2019

Désolé, cet article est seulement disponible en Russe. Pour le confort de l’utilisateur, le contenu est affiché ci-dessous dans une autre langue. Vous pouvez cliquer le lien pour changer de langue active.

Проблема с дошкольным образованием в Москве беспокоит родителей уже много лет. Десятки тысяч детей с регистрацией по месту пребывания (так называемой «временной») годами стоят в очереди на зачисление в детский сад, но безрезультатно.

Вопрос часто решается «сам собой»: так и не получив возможности обучаться в детском саду со сверстниками, в 7 лет эти дети идут в школу.

Власти Москвы же уверяют (в основном, через дружественные СМИ), что давно решили проблему с нехваткой мест в детских садах, введя систему очередности, которая прописана во Временных правилах (полное название — «Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы»). Эти Временные правила, которые на самом деле никакие не временные, так как действуют уже более пяти лет (руководитель Департамента образования И.И. Калина подписал их 7 ноября 2013 года), установили приоритет записи в детские сады Москвы в зависимости от типа регистрации. По сути, детей разделили на две категории: тех, кто достоин получить образование, так как у их родителей есть жилье в собственности (арендодатели крайне редко регистрируют у себя по месту жительства), и всех остальных, на практике вынужденных стоять в многолетней очереди. При этом, в тексте Временных правил не дается никаких ограничительных сроков для нахождения в очереди и не оговаривается, как родителям быть с детьми, если у них, например, вообще нет регистрации в Москве (в то время как в Конституции РФ прописано, что все дети без исключения имеют право на бесплатное дошкольное и школьное образование в стране). «Первой категории» власти Москвы предоставили возможность посещать детские сады, а «вторую категорию» этого доступа к образованию по сути лишили, введя множество ограничений.

В Комитет «Гражданское содействие» часто обращаются с жалобами на недоступность дошкольного образования как граждане России из других регионов, так и иностранцы. Так, например, гражданка Афганистана Вали М. уже два года безуспешно пытается устроить своих детей в детский сад. Семья находится в России легально в статусе беженцев, у них есть регистрация по месту пребывания в Москве. Вали впервые подала заявление через Официальный портал Мэра и Правительства Москвы летом 2017 года, их зарегистрировали в очередь, но за два года ожидания они так и не продвинулись в списке на зачисление в детский сад по месту регистрации.

Помимо жителей Москвы с постоянной регистрацией, преимущество при зачислении в детские сады, согласно одному из разделов Временных правил, имеют льготники, но на практике этот пункт уступает тому, в котором говорится, что место в очереди зависит от типа регистрации, а не от наличия льгот. Вот один пример. Гражданин России Роберт П. переехал в Москву в 2017 году вместе с семьей, у них есть временная регистрация. Сын Роберта был признан инвалидом, что дает ему приоритетное право на зачисление в детский сад. Но даже несмотря на это обстоятельство, место в детском саду ребенку до сих пор не предоставлено. Юристы «Гражданского содействия» попытались оспорить в Мещанском районном суде нарушение права ребенка и права ребенка-инвалида на первоочередное зачисление в детский сад – успехом не увенчалось.

Существующая в Москве система приоритетности при записи детей в детские сады нарушает Законодательство РФ, гарантирующее всеобщий и доступный характер дошкольного образования (в первую очередь, Статью 43 Конституции РФ и Статью 5 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Ни в Конституции, ни в Федеральных законах не предполагается какая-либо возможность для различения между теми, кто имеет право на дошкольное образование и кто имеет его в ограниченном порядке или не имеет вовсе. Кроме того, Временные правила нарушают как формальные, так и содержательные требования к правовому документу. Документ подобного рода должен сопровождаться приказом Департамента образования, который издан не был. Текст Временных правил должен был в обязательном порядке пройти правовую и антикоррупционные экспертизы в Министерстве юстиции РФ, но и такой экспертизы документ не проходил. Как можно регламентировать доступ детей к дошкольному образованию на основании документа, не имеющего правовой силы, остается под вопросом.

Константин Троицкий, аналитик Комитета «Гражданское содействие»

Фото: Pixabay


Tags: ,
×
Scroll Up