Комитет “Гражданское Содействие” добился в Верховном Суде права на компенсацию для всех, кто покинул Чечню во время первой войны.

Désolé, cet article est seulement disponible en Russe.

Постановление №510 Правительства РФ от 30 апреля 1997 года последнее и единственное прибежище для тех, кто стал жертвой военных действий в Чечне. В начале первой войны государство еще сохраняло какое-то представление об ответственности за своих граждан, оставшихся без крова, всего нажитого за годы, здоровья и близких. Один за другим появлялись документы о компенсации утраченного, и ни один из них не действовал. В феврале 1997 года Татьяна Регент, тогда руководитель ФМС, сообщила, что разрабатывается новый документ, который даст возможность помочь тем, кто навсегда уехал из Чечни. “Нас будут бить – сказала она – но мы сначала обеспечим жильем их, а потом оставшихся в Чечне.” Последним не досталось ничего, кроме второй жуткой бойни. Первым – Постановление № 510.
Оно касалось не всех, покинувших Чечню, а лишь небольшой категории: тех, кто безвозвратно покинул Чеченскую республику и встал на учет в территориальном органе миграционной службы в период с 12 декабря 1994 г. по 23 ноября 1996 г., т.е. во время военных действий.
Нареканий на Постановление №510 множество, но все же оно действует. Уже 15300 семей получили компенсацию, согласно ему, и 14409 семей ждут своей очереди.
Однако с самого начала один пункт Постановления казался уж совсем странным. Это выдвинутое в 1997 году требование о постановке на учет в территориальном органе миграционной службы в период с 12 декабря 1994 г. по 23 ноября 1996 г.
Даже Альберт Эйнштейн, перевернувший представления ученых о мире, в основу теории относительности положил принцип причинности: в любой системе координат причина должна предшествовать следствию, а не наоборот.
Создатели Постановления едва ли думали о логике. Они исходили из соображений собственного удобства, сохранив единственную возможность доказать, что претендующие на компенсацию действительно покинули Чечню во время военных действий. Стал на учет в миграционной службе – можешь надеяться на помощь государства. Не захотел, не догадался или не смог этого сделать – устраивай, как умеешь. Поправить ничего нельзя – машина времени существует только в фантастических романах.
Долгое время не было способа бороться с абсурдом. Но с недавних пор появилась возможность оспорить Постановление Правительства РФ в Верховном суде.
И вот, успех.
Верховный Суд в составе судьи ВС Редченко при участии прокурора Генеральной Прокуратуру Мосоловой 7 февраля 2001 года удовлетворил жалобу благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам “Гражданское содействие” и признал неприменимым требование о постановке на учет в органах миграции.
Множество людей, теперь получает возможность сдать заявления на компенсацию, имея любые подтверждения того, что они покинули Чечню во время военных действий.
Это те, кто попал в больницы сразу после выхода из Грозного и не мог обратиться в миграционные органы. Те, кто оказался в регионах, где, как, например, в Москве, действовали противозаконные ограничения, запрещающие ставить переселенцев на учет в миграционных органах. Те, кто просто не ходил туда, поскольку им там не оказывалось никакой помощи, а очереди были огромные.
Достаточно справки из больницы, регистрации по месту пребывания, записи в трудовой книжке, чтобы подтвердить время своего выезда из Чечни. Если же нет документов, то можно установить этот факт в судебном порядке, предъявив подтверждения, свидетельства очевидцев. Такие дела решаются несложно. Это много проще, чем добиваться, чтобы суд обязал комиссию взять на рассмотрение заявление о выплате компенсации.

Светлана Ганнушкина
Lire la suite
×