Выдворение мигрантов: цифры и факты

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

«Институт миграционной политики» опубликовал исследование сотрудника «Гражданского содействия» Константина Троицкого о выдворениях в Москве. В 2014 году из России выдворили почти 200 тысяч человек, и, как показали наши исследования в 2015 году, административные процессы по делам выдворенных мигрантов обычно ведутся с многочисленными нарушениями.

Выдворение мигрантов: цифры и факты

В прошедшие годы многократно возросло число иностранных граждан, выдворяемых с территории Российской Федерации. В 2014 году суды РФ вынесли решения о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении 198.371 человек (против 137.097 человек в 2013 и 45.227 человек в 2012 году); а запрет на въезд на территорию РФ, согласно данным ФМС, был наложен на 675.950 человек (против 449.581 в 2013 и 73.816 в 2012 годах).

Показательна статистика по выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства по Москве. По данным управления Судебного департамента Москвы, в 2014 году районными судами было вынесено 59.574 решений о выдворении (против 36.724 в 2013 и 15.213 в 2012). По данным статистики УФМС по Москве территориальные подразделения миграционной службы направили 136.992 представлений о запрете на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства в 2014 году (против 80.591 человек в 2013).

По результатам мониторинга десяти судебных заседаний, рассматривающих дела по выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства по ст.ст. 18.8 ч. 3 и 18.10 ч. 2 КоАП РФ в районных судах Москвы в период с декабря 2014 по март 2015 отмечаем, что только 2 из 10 судебных заседаний полностью соответствовали нормам главы 29 КоАП РФ, включающих индивидуальное рассмотрение дела судьей в отношении каждого нарушителя и соблюдение всех формальных требований (удостоверение анкетные данных, разъяснение прав и обязанностей участникам процесса и третьим лицам; зачитывание протокола об административном правонарушении, предоставление слово лицу, привлекаемому к административной ответственности; разъяснение порядка обжалования; публичное объявление судебного постановления).

С сожалением приходится констатировать, что большая часть зафиксированной в процессе наблюдения правоприменительной практики судов по административным делам с вынесением постановления о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства с территории РФ, содержит серьезные процессуальные нарушения:

  1. Неозвучивание персональной информации (фамилия, имя, отчество, место рождения и/или место регистрации) о лице, в отношении которого должна быть применена мера о выдворении с территории РФ (4 из 10 заседаний);
  2. Неоглашение протокола об административном правонарушении лица, в отношении которого должна быть применена мера о выдворении с территории РФ (6 из 10 заседаний);
  3. Неразъяснение сторонам и участникам процесса их прав и обязанностей (4 из 10 заседаний). Наиболее существенным нарушением процессуальных прав участников процесса стоит признать отказ и/или непредоставление переводчика в случаях недостаточного знания и понимания языка судопроизводства. В Черемушкинском суде был зафиксирован случай, когда при одновременном рассмотрении двух дел об административном выдворении, судья попросила одного участника процесса, привлекаемого к административной ответственности, перевести суть происходящего другому лицу – участнику процесса, не владеющему русским языком. При этом переводчик предоставлен не был. В Нагатинском суде, судья в ответ на заявленное устно ходатайство о предоставлении переводчика, поставило лицо, заявившее ходатайство, перед выбором – приостановление процесса, задержание лица, заявившее ходатайство на 48 часов для поиска переводчика, или продолжение процесса без переводчика. Ходатайство было отозвано.

Показательно и то, что за все время включенного наблюдения ни один иностранный гражданин и/или лицо без гражданства не воспользовались правом на заявление ходатайства, в том числе, об отводе судьи и/или о привлечении дополнительных материалов к делу; на ознакомление с материалами дела;  на заявление ходатайства о предоставлении защитника/адвоката.

  1. Неоглашение судьей итогового постановления о привлечении к административной ответственности (6 из 10 заседаний). Текст постановления о привлечении к административной ответственности выдавался в коридоре суда секретарем судьи, сотрудником полиции или представителем ФМС после судебного заседания и без «лишних комментариев».
  2. Неуведомление сторон о праве и порядке обжалования вынесенного судебного постановления (3 из 10 заседаний).

Общепринятой становится практика коллективного рассмотрения категории дел. Это единовременные рассмотрения дел от 2 до 12 человек (5 из 10 заседаний), где рассмотрение дела по существу занимает не более 3 мин. на человека. Самым ярким примером «коллективного» заседания может служить случай, зафиксированный автором при посещении Нагатинского районного суда Москвы. Здесь при единовременном рассмотрении порядка 12 дел об административном нарушении по ст.ст. 18.8 ч. 3 и 18.10 ч. 2 КоАП РФ, были нарушены почти все процессуальные требования, изложенные в главе 29 КоАП РФ.

Весьма показательным является и то, что в качестве наказания российские суды часто избирают меру «самостоятельного, контролируемого выезда» в отношении лица, нарушившего миграционное законодательство РФ. Подобная практика не является проявлением гуманного отношения к иностранному гражданину и/или лицу без гражданства, это следствие финансовой дороговизны принудительного выдворения нарушителя миграционного законодательства с территории РФ. Поэтому данную меру нельзя рассматривать как элемент либерализации миграционной политики, более того, это проявление ее ужесточения.

Суммируя вышесказанное, представляется необходимым уделить особое внимание к повышению правовой осведомленности граждан иностранных государств и лиц без гражданства, а равно содействовать и поощрять участие общественности в судебных процессах, связанных с выдворением иностранных граждан и лиц без гражданства с территории РФ.

Приложение 1. Общее число постановлений о выдворении с территории РФ, вынесенных судам г. Москвы за 2012-2014 гг. по данным Судебного департамента РФ.Снимок экрана 2015-09-29 в 0.25.59

Приложение 2.Число вынесенных постановлений о выдворении с территории РФ по данным Судебного департамента г. Москвы за 2012-2014 гг. (по полугодиям).

Снимок экрана 2015-09-29 в 0.26.52

Приложение 3. Общее число запретов на въезд за 2012-2014 гг. по данным УФМС РФ.

Снимок экрана 2015-09-29 в 0.27.11

Константин Троицкий,  «Гражданское содействие».

Мы помогаем беженцам и людям без гражданства
×
Scroll Up