Sorry, this entry is only available in Russian.
В Тоншаевском районном суде Нижегородской области 7 февраля состоялось первое заседание по делу Зелимхана Ганжуева, которого ФСБ считает руководителем ячейки запрещенной экстремистской организации. Ганжуев узнал о ее существовании из постановления о возбуждении уголовного дела. Правозащитник Оюб Титиев считает, что Ганжуева выбрали в качестве «козла отпущения» по сфабрикованному делу.
Зелимхан Ганжуев отбывает наказание в тюрьме в Ульяновской области, куда он был переведен из ИК-12 Нижегородской области. Он был приговорен к девяти годам лишения свободы и должен был освободиться 10 февраля 2023 года.
Но 6 марта 2021 года в ИК-12 Нижегородской области прошли обыски, в результате которых четверо заключенных, включая Зелимхана Ганжуева, были увезены в неизвестном направлении.
По свидетельствам других заключенных, Ганжуева вывезли с мешком на голове, предварительно сильно избив. С их слов показания против группы лиц по подозрению в экстремизме дал заключенный, ранее отбывавший наказание в исправительной колонии вместе с ними, но вскоре освободившийся. По версии следствия, Ганжуев возглавлял ячейку экстремистского религиозного объединения «Ат-Такфир Валь-Хиджра» (признано экстремистским, деятельность запрещена на территории Российской Федерации).
В постановлении о возбуждении уголовного дела утверждается, что некий Аджиев Роман в период своего нахождения с 2015 по 2018 год в ИК-12 Нижегородской области якобы создал ячейку этой организации и вовлек в нее семерых заключенных исправительной колонии, в том числе Ганжуева.
Сам Зелимхан Ганжуев рассказал адвокату в августе 2021 года, что утром 6 марта он был вызван в штаб ВРИО начальника ИК-12 Василия Елькина. Когда он подходил к кабинету, на него набросились люди в масках, избили, надели на голову мешок и заковали в наручники. Его вывели на улицу и посадили в автомобиль . Через несколько часов он оказался в СИЗО-2 Нижнего Новгорода. Во время досмотра один из оперативных сотрудников сообщил Ганжуеву, что он доставлен в СИЗО по распоряжению ФСБ. 11 марта 2021 года Ганжуев был допрошен следователем ФСБ, где ему были продемонстрированы неизвестные «записи и схроны», а также задержание некоего Аджиева. Затем в присутствии адвоката по назначению Ганжуеву был вручено постановление о возбуждении уголовного дела по ч.2 ст 282.2 УК РФ.
По словам самого Ганжуева, о существовании организации «Ат-Такфир Валь-Хиджра» (признана экстремистской, деятельность запрещена на территории РФ) он узнал только из этого постановления. В августе 2021 года Ганжуев направил заявления в прокуратуру Нижнего Новгорода о незаконном содержании в СИЗО на протяжении шести месяцев, на которое не получил ответ. В СИЗО-2 Ганжуев провел 10 месяцев, после чего был этапирован в Тюрьму в городе Димитровграде Ульяновской области в феврале 2022 года. На тот момент он был допрошен лишь однажды, о статусе его уголовного дела он не знал. Обвинение ему предъявлено не было.
В августе 2022 года один из обвиняемых дал показания против Ганжуева. С трех фигурантов сняли обвинения. Зелимхан Ганжуев отказался от дачи показаний.
На 7 февраля 2023 года назначено первое судебное заседание по делу Ганжуева. Защитником Зелимхана Ганжуева выступает адвокат, сотрудничающий с «Гражданским содействием» .

Координатор проекта по защите прав жителей Северного Кавказа в тюрьмах России Оюб Титиев считает, что дело Зелимхана Ганжуева «грязно сфабриковано». В деле нет ничего, что бы доказывало факт существования ячейки запрещенной организации.
«Сначала были задержаны четверо осужденных из этой колонии, в том числе и Ганжуев. Всем предложили дать признательные показания о причастности к запрещенной организации и дать показания против Аджиева. Сначала все отказались, заявив, что не слышали об этой организации. Но впоследствии трое под угрозами и пытками подписали признательные показания в обмен на прекращение уголовного преследования в их отношении. Ганжуев отказался клеветать на Аджиева и брать на себя сфабрикованное дело. За это его и выбрали в качестве «козла отпущения».
В деле нет ничего, доказывающего причастность Ганжуева к этой организации и даже само существование этой организации. Помимо этого, его вывезли из колонии в СИЗО и просто продержали там без каких либо действий 10 месяцев.
Очень часто в колониях мы наблюдаем, как к концу срока на выходцев из Чеченской Республики фабрикуются новые уголовные дела. В некоторых колониях (особенно это распространено в колониях Владимирской области) осужденных пытками заставляют писать явки с повинной и по ним фабрикуют новые уголовные дела. Иногда просто выдумывают участие в запрещенных организациях, как и в деле Ганжуева. Самое печальное то, что дела с абсурдными обвинениями, дошедшие до суда, заканчиваются обвинительными приговорами. Еще не было случая, когда суд объективно рассматривал дела такого рода.
Происходит это потому, что выходцы из республик Северного Кавказа не могут нигде найти защиту от произвола силовиков. А силовикам нужны жертвы для повышения показателей работы. Кроме того, в результате двух Чеченских войн чеченцы практически превратились в изгоев в России», – прокомментировал дело Ганжуева Оюб Титиев.
Фото: Marco Bianchetti/Unsplash