«Они оставляют за собой право делать все, что угодно»

10 / 10 / 2018

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В этом учебном году мы продолжаем заниматься проблемой доступа к образованию в школах Москвы и Московской области.

Увы, ситуация практически не меняется: многие школы, как и раньше, не только не хотят принимать детей без ряда документов, на деле необязательных, но и пишут нам достаточно резкие письма. Одно из них мы публикуем сегодня.

Несколько недель назад в приемную «Гражданского содействия» пришло письмо из московской школы №2065. Это был ответ на наше обращение: ребенок одного из наших заявителей пытался поступить в эту школу, но с родителей потребовали даже не регистрацию, а разрешение на временное проживание или вид на жительство.

Письмо выглядело так:
pismo

«Но ведь родителям в этой школе уже отказали, когда они обращались. Видимо, школа считает, что общественная организация не имеет права отстаивать положение людей, которые обратились за помощью. Мы не вместо родителей – мы вместе с ними. Зато сами сотрудники школы оставляют за собой право делать все, что они считают нужным, здесь и сейчас», – отреагировала на ответ школы председатель «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина.

«Это правда: мы не представляли ребенка, не подавали от себя заявление о его приеме, мы написали обращение по поводу наших заявителей и их проблемы», – согласен куратор направления защиты доступа к образованию Константин Троицкий. По его словам, с прошлого года ситуация в образовательной сфере остается прежней: успехи, как и раньше, только точечные, несмотря на масштабную переписку Комитета с Департаментом образования Москвы, Правительством Москвы и Минобрнауки.

С начала 2016 года в «Гражданское содействие» обратилось 29 семей, в которых 39 детей. До сих проблема поступления в школу не решена у 14 из них. «Но это не значит, что остальные 25 детей пошли здесь в школы, – пояснил Константин. – В некоторых случаях дети семьи просто уехали на родину или в третью страну, устав от борьбы. Зачислено же в школы с нашей помощью всего 15 детей».

По-прежнему крайне остро стоит проблема семей, в которых родители не обладают легальным статусом. «У нас были такие обращения, и в подобных случаях шансы на доступ к образованию отсутствуют в принципе, – рассказал Троицкий. – Даже формулировка Верховного суда по этому поводу очень расплывчата. Там содержится пояснение, что единственным основанием для отказа в приеме в школу может являться только отсутствие свободных мест. И тут же суд отмечает: «Данное нормативное положение по своему смыслу также не предполагает отказа в приеме ребенка в образовательную организацию, законно находящегося с одним из родителей (законных представителей) в Российской Федерации». Получается двойной смысл».

К тому же сотрудники «Гражданского содействия» продолжают замечать, что школы очень плохо разбираются в миграционных документах: по сути, никто не знает, какой именно перечень подтверждает «законность» нахождения человека на территории РФ. Так, практически невозможно доказать сотрудникам школы, которые не обладают специальными знаниями, что справка о рассмотрении обращения за временным убежищем в РФ является полноценным документом, подтверждающим легальность пребывания в России. Или, например, за регистрацию могут не посчитать постановку иностранцев на миграционный учет.

«Конечно, это не дело образовательного учреждения – выяснять, кто находится в России законно и кто не находится законно. Нужно стремиться к тому, чтобы функции контроля миграции и функции образования были разделены между соответствующими ведомствами», – подчеркнул Константин Троицкий.

Елена Срапян, «Гражданское содействие».


Tags: ,
×
Scroll Up