«Один смартфон на четверых детей»: как беженцы и мигранты учатся онлайн

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Однокомнатная квартира, четверо детей разного возраста и ни одного ноутбука. Это обычная история для семьи беженцев, например, из Афганистана. Школьникам, которые живут в таких семьях, переход на онлайн-уроки из-за пандемии дался особенно тяжело. Нет техники и возможности побыть в тишине, теряется мотивация. В итоге и без того уязвимая группа беженцев оказалась в еще более сложном положении. Как из этой ситуации искали выход волонтеры и общественные организации, которые помогают беженцам и мигрантам, разбиралась журналист “Теплицы социальных технологий” Екатерина Ульянова.

«Один смартфон на четверых детей»: как беженцы и мигранты учатся онлайн
Изображение: Unsplash

Мотивация и смартфон

Анастасия Николаева – преподаватель английского. Во время учебы в университете она по программе обмена поехала в Великобританию. Там девушка первый раз увидела, как волонтеры занимаются с беженцами. Когда Анастасия вернулась в Россию, решила найти организацию, которая занималась бы чем-то подобным. Оказалось, что волонтеров-преподавателей ищет Комитет «Гражданское содействие». Девушка заполнила анкету, прошла собеседование и начала преподавать беженцам русский язык.

Один из учеников Анастасии – Самир. Ему 14 лет, он из Афганистана. Самиру было очень сложно говорить по-русски, мешал сильнейший языковой барьер. За полгода занятий Анастасия подружилась с Самиром. Когда у мальчика был день рождения, собрала своих друзей и отвезла его в кино. После фильма Самир обсуждал увиденное со всеми гостями. Так Анастасия поняла, что говорить ее ученику уже не страшно.

Самир не ходит в школу, пока его туда просто не берут. Такие случаи не редкость, несмотря на то, что право на образование гарантировано каждому Конституцией. Есть в России и Федеральный закон «О беженцах», который говорит о том, что беженцы имеют право на устройство своих детей̆ в общеобразовательные организации наравне с гражданами Российской̆ Федерации. При этом определить ребенка-беженца в школу все еще бывает очень сложно. Часто это связано с требованием предоставить документ, подтверждающий регистрацию по месту пребывания, или медицинские справки.

Требование о регистрации ограничивает право детей на образование. Комитет «Гражданское содействие» запустил петицию с требованием отменить обязательное заполнение графы «регистрация» при зачислении в школы и сады.

«Один смартфон на четверых детей»: как беженцы и мигранты учатся онлайн

«Основной и самой распространенной «болевой точкой» в нашей стране, к сожалению, является устройство ребенка-беженца в школу. В общем, для любого ребенка-беженца зачисление в школу весьма непростой процесс. Но отсутствие регистрации не должно приводить к ограничению каких-либо прав ребенка и делать его еще более уязвимым».

Динара Галахова,
СОВЕТНИК ПО ВОПРОСАМ ИНФОРМАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО КОМИССАРА ООН ПО ДЕЛАМ БЕЖЕНЦЕВ (УВКБ ООН) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

У Самира еще есть шанс получить нужные документы и пойти в школу. Это мотивирует его усиленно заниматься и готовиться. Именно мотивация помогла мальчику перейти на онлайн-занятия во время пандемии коронавируса. Анастасия боялась, что делать уроки с Самиром удаленно не получится – установить контакт сложно, мог вернуться языковой барьер, начинаются проблемы с дисциплиной. Действительно, мальчик стал хуже выполнять домашние задания. Но контакт с Анастасией хотя бы не был потерян.

Занятия получилось продолжить также и потому, что у Самира был смартфон. Отсутствие нормального Интернета и техники – основной барьер для беженцев, который не позволяет им заниматься онлайн. История Самира в данном случае скорее счастливое исключение. «Конечно, был бы высший пилотаж, если бы у него был ноутбук. Но так мы хотя бы смогли созваниваться в Whatsapp. Правда, были проблемы с соединением. Например, я готовилась провести занятие, делала презентацию. И в последний момент оказывалось, что семья Самира не оплатила Интернет, связи нет», – вспоминает Анастасия.

Без уединения

На сайте Комитета «Гражданское содействие» есть страница для волонтеров. Тот, кто хочет заниматься с беженцами, может заполнить анкету и оставить заявку. Координатор изучит анкету, познакомится с волонтером лично, узнает про опыт работы и языки, которыми владеет будущий преподаватель. Каждый волонтер подписывает договор, в котором есть пункт про сохранность конфиденциальной информации и персональных данных. Люди часто бегут в другую страну от угроз и преследований. Волонтер, который начинает приезжать к семье, узнает ее историю. И важно сохранить всю чувствительную информацию в тайне.

«Один смартфон на четверых детей»: как беженцы и мигранты учатся онлайн
ИЗОБРАЖЕНИЕ: УВКБ ООН/ДИНАРА ГАЛАХОВА.

У волонтера, который хочет заниматься с детьми, должен быть хотя бы минимальный опыт преподавания. Он должен хорошо общаться с детьми. Ведь часто приходится заниматься с большими семьями, в которых много детей разного возраста. Например, в афганской семье обычно минимум четыре ребенка. Важно, чтобы волонтер с каждым из них нашел общий язык. Эмпатия и умение увлечь – одни из главных качеств преподавателя.

Первый раз вместе с волонтером в семью едет координатор. Они знакомятся с детьми, оценивают их уровень знаний. Волонтера просят не давать сразу ответ, готов ли он работать с семьей, а сначала подумать и оценить, насколько ему психологически комфортно в этой семье, удобно ли ездить. Как правило, беженцы в Москве живут рядом с самыми отдаленными станциями метро. И дорога может занимать много времени.

«Один смартфон на четверых детей»: как беженцы и мигранты учатся онлайн

«Волонтеры и дети становятся друзьями. Даже сам язык меняется. Волонтер не говорит «я поехал к беженцам», он говорит «я поехал к моим детям». И начинает помогать в бытовых вопросах – подать заявку в школу, сделать перевод, сходить на почту. Это то, что я называю интеграцией».

Александра Таранова,
КООРДИНАТОР ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эта отлаженная годами работы система дала сбой с началом пандемии коронавируса. Самоизоляция очень сильно ударила по беженцам. Они и без того всегда были уязвимой группой, и казалось, что хуже ситуация уже быть не может. Однако весной 2020 года семьи начали терять работу. Стоял вопрос, как выжить, и многим было уже не до учебы.

Отсутствие техники и условий для занятий тоже сыграло свою роль. В лучшем случае в семье беженцев было несколько смартфонов. Ноутбуков не было почти ни у кого. И одновременно делать уроки дети не могли. Также для онлайн-занятий нужно найти тихое место. Беженцы же часто живут в однокомнатной квартире – уединиться негде. «Нет денег на еду, все нервничают, один телефон на всю семью, маленькие дети плачут. Как заниматься в такой обстановке?» – говорит Александра Таранова.

Из-за проблем с техникой многие дети, которые уже ходят в российские школы, начали отставать от программы. У них физически не было возможности присоединяться к онлайн-урокам в определенное время. Были проблемы и у тех, кто в школу еще не ходит. Им нужно было постоянно общаться с кем-то на русском языке, а без смартфона сделать это крайне сложно. Чтобы решить эту задачу, команда Комитета «Гражданское содействие» начала собирать в качестве пожертвований ноутбуки и смартфоны.

Если проблему с ноутбуками и смартфонами еще можно было решить, сложнее оказалось с мотивацией учеников. Им и так сложно адаптироваться к школе и занятиям, а в нервной обстановке самоизоляции многие стали быстро терять интерес к учебе. Все учатся по-разному, и кому-то переход на онлайн давался очень сложно. Поэтому успешных историй занятий с волонтерами оказалось не так много. История Самира и Анастасии – одна из них.

Дети со всего мира

Перенести занятия в онлайн пришлось и команде образовательной программы «Перелетные дети». Это проект лицея «Ковчег-XXI век», который находится в подмосковном Красногорске. Программа была создана преподавателями лицея, которые видели, что многие дети беженцев и мигрантов не посещают школу. Они начали ходить по рынкам в Красногорске, искать детей и взрослых, которые хотят учить русский язык. Так собрался первый «перелетный класс» в лицее. «Ковчег-XXI век» – частный лицей, но детей мигрантов обучали русскому языку бесплатно.

«Один смартфон на четверых детей»: как беженцы и мигранты учатся онлайн
ИЗОБРАЖЕНИЕ: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ДЕТИ»

Позже от «перелетного класса» пришлось отказаться, потому что учеников становилось все больше и ездить в область им было неудобно. Тогда кураторы программы начали искать площадки в разных районах Москвы, которые были готовы проводить занятия у себя. Например, одной из таких площадок стала Библиотека № 128 имени М. А. Шолохова. Также откликнулись несколько школ.

Вместе со школой «Перелетные дети» софинансируют учителей, которые занимаются с детьми мигрантов, – дополнительно обучают, выдают учебники и консультируют. Преподаватели работают с детьми и взрослыми, которые только учат русский язык. Еще помогают тем детям, которые пошли в школу, но отстают от программы.

«Один смартфон на четверых детей»: как беженцы и мигранты учатся онлайн

«Мы немного консервативные, и раньше не верили в онлайн-образование. Но в итоге пандемия стала для нас одновременно и вызовом, и поводом для роста. Мы начали все переводить в онлайн, и тут у нас случилось несколько крупных побед».

Федор Бажанов,
КУРАТОР ПРОЕКТА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ДЕТИ»

После перехода на удаленный режим к программе начали активно присоединяться новые преподаватели со всей России и из других стран. Оказывается, многие россияне, которые живут за границей, хотели бы присоединиться к проекту, но раньше не могли это сделать. Увеличилось и число студентов. Стали подключаться люди из Афганистана и Турции, которые хотят учить русский язык. Была решена и самая главная проблема, с которой сталкивалась команда «Перелетных детей», не надо было больше искать помещения для занятий.

«Один смартфон на четверых детей»: как беженцы и мигранты учатся онлайн
ДЛЯ ПРОГРАММЫ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ДЕТИ» ОНЛАЙН-УРОКИ СТАЛИ ПОВОДОМ ДЛЯ РОСТА. ИЗОБРАЖЕНИЕ: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ДЕТИ»

Кураторы проекта поняли, что они готовы помогать более глобально, а не точечно. Они создали «распределительный центр», в котором работают владеющие несколькими языками люди. Они принимают звонки от тех, кто хотел бы присоединиться к занятиям, выясняют потребности и уровень знаний. Затем модераторы объединяют людей в группы, и ученики приступают к онлайн-занятиям.

«У мигрантов ситуация с техникой лучше, чем у беженцев. Обычно всегда есть хотя бы несколько смартфонов на семью. Беженцам помогают другие проекты и ООН, собирают технику. Проблема со смартфонами и ноутбуками была, но оказалась решаемой. А вот проблема приехать к нам стала более глобальной. Поэтому онлайн останется и после пандемии», – говорит Федор Бажанов.

Единые программы

Владение языком помогает беженцам и мигрантам самостоятельно ориентироваться в новой стране, искать и находить работу, обращаться за предоставлением услуг. Иногда успешное участие в образовательной программе – это шанс на профессию и трудоустройство. Но занятия нужны не только для того, чтобы беженцы и мигранты выучили язык. Общение с волонтерами и кураторами помогает им в социализации – учит культуре и правилам принимающего сообщества.

«У России есть многолетний опыт в обучении иностранцев русскому языку, есть заслуженные методисты и специалисты в этой области. Другой вопрос, что доступ к этим образовательным программам, как правило, затруднен, их не так много, беженцы не всегда о них информированы или вынуждены выбирать между работой и учебой», – рассказывает Динара Галахова, советник по вопросам информации УВКБ ООН в Российской Федерации.

Онлайн-программы отчасти решают эти проблемы. Удаленные занятия помогают охватить большее количество беженцев, дают возможность организовать обучение в маленьких городах и селах и не привязываться к дороге. Во время пандемии онлайн-занятия для беженцев с волонтерами и педагогами стали единственно доступной опцией. Но для эффективного онлайн-обучения важно, чтобы группы были небольшими, ученики подходили к процессу ответственно и у них при этом была необходимая техника.

«Один смартфон на четверых детей»: как беженцы и мигранты учатся онлайн
ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА KIRON СОЗДАНА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ И ЛЮДЕЙ ИЗ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ ОБЩИН НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. ИЗОБРАЖЕНИЕ: KIRON

Уже сейчас есть платформы, которые предоставляют беженцам бесплатный доступ к своим образовательным программам. Например, Coursera дает возможность пройти курс по финансовым рынкам, бизнес-английскому, программированию и другим специализациям. Онлайн-платформа Kiron создана для обучения беженцев и людей из малообеспеченных общин на Ближнем Востоке. Они могут научиться веб-дизайну или программированию, а также подготовиться к поступлению в вузы Германии – узнать, как писать эссе, составлять резюме, проходить собеседования.

Пока это единичные инициативы разных проектов и платформ. Единых образовательных онлайн-программ для беженцев и мигрантов пока не разработано. Но их создание в будущем вполне возможно. «Стандартные онлайн-программы обучения для беженцев были бы особенно актуальны в первые годы их пребывания в новой стране. Правда, возникнет необходимость их дополнять другими программами, которые бы учитывали специфику принимающей страны, востребованность в ней той или иной специальности», – говорит Динара Галахова.

Как помочь беженцам получить образование

Стать волонтером-преподавателем, заполнить заявку можно на сайте Комитета «Гражданское содействие».

Отдать ненужную технику: смартфон или ноутбук. Технику принимают Комитет «Гражданское содействие» и УВКБ ООН.

Стать преподавателем в программе «Перелетные дети». Для этого нужно написать координаторам программы.

Стать волонтером в интеграционном центре «Такие же дети».

Подписать петицию Комитета «Гражданское содействие» с требованием отменить обязательное заполнение графы «регистрация» при зачислении в школы и сады.

Текст: Екатерина Ульянова, Теплица социальных технологий

Read more
×
Scroll Up