«Мамы говорят о своем». О разговорном клубе для беженок

Sorry, this entry is only available in Russian.

В октябре в Комитете «Гражданское содействие» появился маленький волонтерский проект — разговорный клуб для беженок. Это такое пространство для женщин с опытом миграции, где они могут общаться друг с другом и практиковать русский язык. Встречи разговорного клуба проходят два раза в неделю в Зуме. Ведет его Евгения Дудина, профессиональная преподавательница русского как иностранного и наша волонтерка. Мы попросили Женю поделиться своими впечатлениями от встреч и рассказать, как проходят занятия и почему это важно для нее.

«Мамы говорят о своем». О разговорном клубе для беженок

Женский разговорный клуб мы с координаторками Комитета «Гражданское содействие» придумали в конце лета. Я тогда, наконец-то, свыклась с новой реальностью, угомонила панику, осмотрелась и поняла, что так, как раньше, может, уже и не будет, а как будет – непонятно. К тому моменту я уже освоила онлайн-преподавание, и Зум стал моим верным помощником. Всё это вместе привело к воодушевляющей идее заниматься с женщинами онлайн. Здесь нужно сразу добавить, что в физической реальности организовать это практически невозможно: все семьи живут в разных пригородах Москвы или Подмосковья. Сама я не могла бы ездить ко всем, а для них добираться до города всегда затруднительно по очень многим причинам: от необходимости присмотра за детьми до страха от встречи с правоохранительными органами с их проверкой документов, вместо которых часто только справка.

Онлайн-формат разрешал все эти препятствия, поэтому я схватилась за идею создание разговорного клуба для женщин из разных стран, разных возрастов, вероисповеданий, семейных положений. Объединял всех участниц опыт беженства, а с ним – незнание языка, культуры и, вероятно, растерянность. Мне хотелось создать безопасное пространство, где можно и активно учиться, а можно просто присутствовать, сидя с выключенной камерой.

Я планировала видеться с участницами раз в неделю. Сомневалась и беспокоилась, что никто не придет, мы не поймем друг друга, я не смогу через экран и без языка-посредника сделать процесс понятным и интересным, но самое главное – доверительным. После первой онлайн-встречи в октябре участницы попросили заниматься по два раза в неделю. И это было, наверно, самым лучшим подтверждением: то, что мы делаем, небесполезно.

Сейчас мы регулярно встречаемся в Зуме, обычно по средам и субботам. К каждой встрече я готовлю презентацию с текстами, упражнениями, картинками и играми, я стараюсь, учитывая их опыт, адаптировать и приблизить материал к понятной для женщин реальности. Помимо этого, я продумываю ход занятия и материал к нему таким образом, чтобы избежать вопросов, слов, ситуаций, которые могут поднять воспоминания о травмирующем опыте, пережитом беженками. В какой-то момент я даже обратилась за советом к специалистке по нарративным практикам о том, как лучше выстраивать диалог, чтобы хотя бы не навредить. И теперь у нас есть несколько правил и среди них одно о том, что если кто-то не хочет отвечать на вопрос или делать определенное задание, то может просто сказать «нет».

«Мамы говорят о своем». О разговорном клубе для беженок

На занятия к нам часто приходят другие волонтерки, чтобы посмотреть, что и как мы делаем, перенять опыт и иногда помочь с переводом тем, кто совсем недавно в стране. Женщинам активно нашептывают правильные ответы дети, они же их и отвлекают, так что наши встречи наполнены самыми разнообразными звуками падающих предметов, визга и хныканья. Пока мамы говорят о своём. И всем, мне бы хотелось верить, спокойно и в этом домашнем или уличном шуме, и друг с другом. Я бы хотела сказать, что мы много смеемся, но это неправда. Хотя с каждым разом, мы узнаем друг друга лучше и все становимся более расслабленными. Вчера на занятии угадывали блюда, обсуждали рецепты, звали друг друга в гости и немного смеялись.

После занятия иногда в общем чате кто-нибудь может написать: «Большое спасибо. Сегодня у меня урок очень интересный был, мне нравится». Нужно ли говорить, что это определенно самая важная оценка, которую я когда-либо получала за проделанную работу?

 

Евгения Дудина – профессиональный педагог русского как иностранного. Преподавала РКИ в Международном учебном центре русского языка в РГГУ, сейчас на фрилансе. Учится в Московской антропологической школе при Московском международном университете. Участница европейского проекта LICCI по исследованию изменения климата и его влияния на жизнь коренных народов. Исследовательский интерес – остров Сахалин и его коренные жители.

Почитать интервью Жени об опыте волонnерства в Комитете «Гражданское содействие» можно тут.

Read more
×