Доступ к образованию и адаптация

доступ к образованию и адаптация детей беженцев

Доступ к образованию в России

Большинство беженцев, находящихся в РФ легально, лишены социальных прав. Единственным правом, которое все 2000-е легально и даже нелегально проживавшие в стране беженцы могли реализовать почти без ограничений, было право на доступ к школьному образованию, гарантированное Конституцией РФ и ФЗ «Об образовании». Но в 2014 году прием в школы вновь был поставлен в зависимость от наличия и характера регистрации.

Причиной стал приказ №32 от 22.01.2014 года, изданный Министерством образования и науки РФ. Руководствуясь этим приказом, директора начали требовать от родителей для зачисления детей в школы представлять документы о легальном положении и регистрации. Невозможность выполнить требования директоров привела к многочисленным отказам в приеме в школы и отчислению уже учившихся детей мигрантов из школ.

С 2014 года Комитет ведет систематическую работу по защите права детей беженцев и других мигрантов на образование. Эта работа включает:

— Ведение мониторинга нарушений права на доступ к образованию: за 2015 год зафиксированы нарушения прав 54 детей.

— Оказание помощи в получении доступа к образованию конкретным детям (консультирование родителей, переговоры со школами, составление жалоб). В 2015 году при содействии Комитета получили доступ к образованию 38 детей.

— Взаимодействие с властями с целью изменения ситуации в целом (письма в Минобрнауки, Правительство Москвы, прокуратуру, участие в рабочей группе при Уполномоченном по правам детей города Москвы, обращение в Верховный суд РФ, и др.).

«Гражданское содействие» попыталось обжаловать в Верховном суде положения приказа №32, противоречащие  нормам Конституции и Федерального закона «Об образовании», но безуспешно: 27 августа 2015 года Верховный суд отказался удовлетворить жалобу Комитета на том основании, что приказ не содержит прямого запрета на доступ к образованию детям, не имеющим регистрации.

Однако суд в своем решении пояснил: «Отсутствие перечисленных документов (регистрации ребенка по месту жительства или пребывания, а также документов, подтверждающих право родителя на пребывание в РФ), предъявление которых носит дополнительный характер по отношению к личному заявлению родителя ребёнка, <…> не может являться основанием для отказа в приёме ребёнка в образовательную организацию при наличии в ней свободных мест». Полный протокол суда можно прочитать здесь, текст решения — здесь.

Решение суда уже начало работать на пользу людей, но только в Московской области и регионах. В Москве, кроме приказа №32, есть временные правила приема Департамента образования от 14 октября 2013 года. В них, вопреки приказу, четко закреплены требование регистрации сроком на год и электронный порядок подачи заявлений в школы.

Также 2 марта 2015 года директора школ получили записку от заместителя руководителя Департамента Татьяны Васильевой. Это письмо предписывает принимать детей в школы исключительно в электронном порядке, а также — в соответствии с приказом №32 и временными правилами приема Департамента образования.

Что же касается тех детей, которым угрожают исключением, то здесь нужно обратить внимание на решение тверского суда, который признал исключение детей без РВП и регистрации из школы неправомерным.

доступ к образованию и адаптация детей беженцев

Адаптация и обучение детей беженцев в Москве

Детей, не получивших доступ к образованию, или не готовых к обучению в обычной школе из-за незнания русского языка и пробелов в знаниях, мы направляем в действующий при Комитете Центр адаптации и обучения детей беженцев.

Детский центр — это самоуправляемый молодежный проект, созданный в 1996 году. Он работает в основном на волонтерской основе. Основная форма работы в Центре — индивидуальные занятия по основным школьным предметам (русский язык, математика, английский) для адаптации детей к учебе в средней школе.

Есть и дополнительные программы: «Длинный день» для детей дошкольного и младшего школьного возраста; программа «Школа на коленке» для детей, которых не приняли в школы из-за отсутствия регистрации; программа обучения дошкольников из Конго на французском языке (совместно с Московским протестантским центром).

Важное место в работе Детского центра занимают культурные и развлекательные мероприятия: в Центре устраивают праздники, спектакли, музыкально-поэтические вечера, организуются экскурсии в музеи, зоопарк, прогулки по Москве, походы в театр.

В 2015 году Центр посещало 88 детей, в том числе 49 — из Афганистана, 4 — из Сирии, 19 – из стран Центральной Азии, 15 – из стран Африки (ДРК, Ангола), 1 – из Украины. С ними занимались 65 преподавателей-волонтеров.
В феврале 2016 года Департамент городского имущества Москвы выселил Детский центр из его помещения на Долгоруковской улице, чему предшествовала длинная история противостояния. Помочь работе Детского центра можно по ссылке.

доступ к образованию и адаптация детей беженцев

Сирийцы в Ногинске и Лосино-Петровском

Отдельную проблему представляет ситуация с доступом к образованию детей сирийских беженцев в Московской области, где проживает самая многочисленная община выходцев из Сирии — около 2000 человек. Большинство из них находится в Ногинске, община поменьше — в расположенном неподалеку Лосино-Петровском. 

На начало 2015 года ни один ребенок из числа сирийских беженцев не посещал в этих городах школу: одних не принимали из-за отсутствия регистрации, других не пытались устроить в школу сами родители, не имеющие легального статуса. Кроме того, дети, не знающие русского языка, не могли поступить в школу без предварительной подготовки.

Зимой 2015 года Комитет поддержал инициативу сирийского журналиста Муиза Абу Алджадаила, который организовал небольшую волонтерскую школу для сирийских беженцев в Ногинске. Комитет выделял средства на ремонт и оплату частного дома, снятого под школу, сотрудники Центра адаптации и обучения детей беженцев оказывали помощь в организации учебного процесса. Но после нескольких месяцев работы школы она была закрыта из-за давления миграционной службы на владельцев дома.

В марте 2016 года Комитет при поддержке УВКБ ООН открыл в Ногинске новые бесплатные курсы русского языка для сирийских беженцев. Сформировано несколько групп, детских и взрослых, с которыми занимаются опытные преподаватели русского языка как иностранного.

Одновременно Комитет продолжает предпринимать усилия по решению проблемы школьного обучения детей: мы обратились в Министерство образования Московской области, вступили в контакт с органами управления образования Ногинска и Лосино-Петровского, с помощью УВКБ ООН организовали летом 2015 года обучение сирийских детей русскому языку.

В Лосино-Петровском эта работа пошла успешно: после летнего обучения русскому языку все дети беженцев были приняты в школы. Но в Ногинске из-за упорного противодействия со стороны руководства Управления образованием и миграционной службы до сих пор удалось устроить в школу лишь одного ребенка из семьи, имеющей временное убежище. Причем за прием этого ребенка директор школы получила выговор.

доступ к образованию и адаптация детей беженцев

Обучение взрослых русскому языку

Одним из важнейших препятствий к интеграции беженцев является отсутствие государственной программы бесплатного обучения взрослых беженцев русскому языку. В связи с этим Комитет в предыдущие годы привлекал волонтеров для занятий со взрослыми.

С конца 2014 года эта работа приобрела систематический характер: в офисе Комитета на Долгоруковской улице были организованы бесплатные курсы по русскому языку, компьютерной и правовой грамотности. Проект работал при поддержке американского фонда NED, который стал первой иностранной организацией, признанной в РФ «нежелательной». Это решение привело к досрочному закрытию проекта.

После этого обучение взрослых беженцев русскому языку было продолжено на волонтерской основе.