«Они оставляют за собой право делать все, что угодно»

В этом учебном году мы продолжаем заниматься проблемой доступа к образованию в школах Москвы и Московской области. Увы, ситуация практически не меняется: многие школы, как и раньше, не только не хотят принимать детей без ряда документов, на деле необязательных, но и пишут нам достаточно резкие письма. Одно из них мы публикуем сегодня.

Несколько недель назад в приемную «Гражданского содействия» пришло письмо из московской школы №2065. Это был ответ на наше обращение: ребенок одного из наших заявителей пытался поступить в эту школу, но с родителей потребовали даже не регистрацию, а разрешение на временное проживание или вид на жительство.

Письмо выглядело так:
pismo

«Но ведь родителям в этой школе уже отказали, когда они обращались. Видимо, школа считает, что общественная организация не имеет права отстаивать положение людей, которые обратились за помощью. Мы не вместо родителей – мы вместе с ними. Зато сами сотрудники школы оставляют за собой право делать все, что они считают нужным, здесь и сейчас», – отреагировала на ответ школы председатель «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина.

«Это правда: мы не представляли ребенка, не подавали от себя заявление о его приеме, мы написали обращение по поводу наших заявителей и их проблемы», – согласен куратор направления защиты доступа к образованию Константин Троицкий. По его словам, с прошлого года ситуация в образовательной сфере остается прежней: успехи, как и раньше, только точечные, несмотря на масштабную переписку Комитета с Департаментом образования Москвы, Правительством Москвы и Минобрнауки.

С начала 2016 года в «Гражданское содействие» обратилось 29 семей, в которых 39 детей. До сих проблема поступления в школу не решена у 14 из них. «Но это не значит, что остальные 25 детей пошли здесь в школы, – пояснил Константин. – В некоторых случаях дети семьи просто уехали на родину или в третью страну, устав от борьбы. Зачислено же в школы с нашей помощью всего 15 детей».

По-прежнему крайне остро стоит проблема семей, в которых родители не обладают легальным статусом. «У нас были такие обращения, и в подобных случаях шансы на доступ к образованию отсутствуют в принципе, – рассказал Троицкий. – Даже формулировка Верховного суда по этому поводу очень расплывчата. Там содержится пояснение, что единственным основанием для отказа в приеме в школу может являться только отсутствие свободных мест. И тут же суд отмечает: «Данное нормативное положение по своему смыслу также не предполагает отказа в приеме ребенка в образовательную организацию, законно находящегося с одним из родителей (законных представителей) в Российской Федерации». Получается двойной смысл».

К тому же сотрудники «Гражданского содействия» продолжают замечать, что школы очень плохо разбираются в миграционных документах: по сути, никто не знает, какой именно перечень подтверждает «законность» нахождения человека на территории РФ. Так, практически невозможно доказать сотрудникам школы, которые не обладают специальными знаниями, что справка о рассмотрении обращения за временным убежищем в РФ является полноценным документом, подтверждающим легальность пребывания в России. Или, например, за регистрацию могут не посчитать постановку иностранцев на миграционный учет.

«Конечно, это не дело образовательного учреждения – выяснять, кто находится в России законно и кто не находится законно. Нужно стремиться к тому, чтобы функции контроля миграции и функции образования были разделены между соответствующими ведомствами», – подчеркнул Константин Троицкий.

Елена Срапян, «Гражданское содействие».