Гражданства нет – право на свободу есть

Конституционный суд защитил права лиц без гражданства, которых помещают в Центры временного содержания, но не выдворяют, а держат под стражей годами.

На территории России большое количество лиц без гражданства (апатридов), их точное число неизвестно. В основном это люди, родившиеся в СССР, которые после распада Союза не получили гражданство ни одной из стран, которые возникли на его развалинах. До 2002 года они проживали в России легально, но после принятия закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в котором такие люди не были упомянуты, они в одночасье стали нелегалами.

Как ЛБГ попадают в ЦВСИГ: В Центры временного содержания  лица без гражданства попадают двумя способами. Одних задерживает и направляет в суд полиция за нарушение правил пребывания в РФ, то есть за отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание в России, а суды во многих случаях выносят решение об их административном выдворении с помещением в ЦВСИГ (Центр временного содержания иностранных граждан) для обеспечения выдворения. При этом Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) не требует определять срок помещения в ЦВСИГ, поэтому в судебных постановлениях указывается, что данное лицо помещается в ЦВСИГ «до выдворения».

Кроме того, в ЦВСИГ попадают те лица без гражданства, которые отбыли срок в российских колониях и пребывание которых в РФ было признано нежелательным. МВД принимает решение об их депортации, а суд – о помещении в ЦВСИГ, но в этом случае КАС (Кодекс административного судопроизводства) требует указывать срок помещения в ЦВСИГ, продление которого возможно тоже только на определенный срок и только по судебному решению.

Как было: Лица без гражданства, попадающие в ЦВСИГ, не имеют действительных паспортов (в лучшем случае у них есть паспорт гражданина СССР). Чтобы их выдворить, необходимо получить из посольства страны, в которую предполагается выдворение, временный паспорт для пересечения границы (свидетельство на возвращение). Но такие документы посольства выдают только своим гражданам. Когда посольство той или иной страны отвечает администрации ЦВСИГ, что не может выдать такому-то свидетельство на возвращение, так как он не является ее гражданином, дальнейшее пребывание этого человека в ЦВСИГ теряет законное основание, так как его выдворение становится невозможным. Тем не менее, лица без гражданства продолжают находиться в ЦВСИГ до окончания срока давности исполнения административного наказания, который по КоАП составляет 2 года. Содержание в ЦВСИГ из обеспечительной меры для выдворения превращается для них в дополнительное, не предусмотренное законом и достаточно суровое наказание в виде лишения свободы.

 

[caption id="attachment_8367" align="aligncenter" width="640"] Фото из ЦВСИГ Виктора Нигматулина.[/caption]

Что произошло: 23 мая Конституционный суд РФ постановил внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие, как в КАС, судебный контроль за сроками содержания в ЦВСИГ. До того как поправки будут внесены, все, кто содержится в ЦВСИГ на основании постановлений об административном выдворении, через три месяца после помещения в Центр имеют право обратиться в суд заявлением о пересмотре решения о направлении в ЦВСИГ. Если в суд будут предоставлен документ посольства той страны, из которой прибыл апатрид, что он не является ее гражданином, этот человек должен быть отпущен на свободу.

Что послужило поводом: Постановление было вынесено в результате рассмотрения жалобы в КС адвоката Сети «Миграция и право» Правозащитного центра «Мемориал» Ольги Цейтлиной и адвоката Сергея Голубка по делу лица без гражданства Ноэ Мсхиладзе. В частности Цейтлина и Голубок отмечали, что статьи 31.9 и 31.7 КоАП («Давность исполнения постановления о назначении административного наказания» и «Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания») не дают судам разрешать по существу вопросы о содержании ЛБГ под стражей.

Почему это важно: « Фактически бессрочное содержание ЛБГ в  ЦВСИГах — грубое нарушение одного из основных прав человека — право на свободу и личную неприкосновенность. Решение Конституционного суда позволит положить конец этому позорному явлению. Кроме того, нужно иметь в виду, что большинство из тех ЛБГ, кто сейчас сидит в ЦВСИГ, стали нелегалами по вине государства, которое издав в 2002 году закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», не предусмотрело в нем никаких механизмов легализации граждан бывшего СССР. Так что отправляя их в ЦВСИГ, наше государство наказывает их за свою собственную ошибку. Решение Конституционного суда позволит хотя бы отчасти исправить эту несправедливость. И еще, возможно, не все представляют себе условия пребывания в ЦВСИГ. Это та же тюрьма, с той лишь разницей, что обитатели ЦВСИГ не работают и не имеют права на свидания с близкими. Они многие месяцы пребывают в полном бездействии, без занятий и развлечений, без связи с внешним миром (у них нет ни радио, ни телевидения, ни интернета, лишь в некоторых ЦВСИГах есть небольшие библиотеки). Они испытывают серьезные и ничем не оправданные моральные страдания. Так что значение решения Конституционного суда 23 мая невозможно переоценить», – комментирует член Комитета «Гражданское содействие» Елена Буртина.

Мнение ЛБГ: «Честно говоря, это долгожданное и разумное решение. Можно даже сказать, выстраданное. Приоритетной задачей начальства ЦВСИГ является добиться того, чтобы ЦВСИГ не был переполнен, а на данный момент, там, где я нахожусь, 70 человек, и треть из них – лица без гражданства. А Центр рассчитан на 37-45 человек», – комментирует лицо без гражданства Виктор Нигматулин, уже больше двух лет находящийся в ЦУВСИГе.

Елена Буртина, Комитет «Гражданское содействие»

Конституционный суд защитил права лиц без гражданства, которых помещают в Центры временного содержания, но не выдворяют, а держат под стражей годами.

На территории России большое количество лиц без гражданства (апатридов), их точное число неизвестно. В основном это люди, родившиеся в СССР, которые после распада Союза не получили гражданство ни одной из стран, которые возникли на его развалинах. До 2002 года они проживали в России легально, но после принятия закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в котором такие люди не были упомянуты, они в одночасье стали нелегалами.

Как ЛБГ попадают в ЦВСИГ: В Центры временного содержания  лица без гражданства попадают двумя способами. Одних задерживает и направляет в суд полиция за нарушение правил пребывания в РФ, то есть за отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание в России, а суды во многих случаях выносят решение об их административном выдворении с помещением в ЦВСИГ (Центр временного содержания иностранных граждан) для обеспечения выдворения. При этом Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) не требует определять срок помещения в ЦВСИГ, поэтому в судебных постановлениях указывается, что данное лицо помещается в ЦВСИГ «до выдворения».

Кроме того, в ЦВСИГ попадают те лица без гражданства, которые отбыли срок в российских колониях и пребывание которых в РФ было признано нежелательным. МВД принимает решение об их депортации, а суд – о помещении в ЦВСИГ, но в этом случае КАС (Кодекс административного судопроизводства) требует указывать срок помещения в ЦВСИГ, продление которого возможно тоже только на определенный срок и только по судебному решению.

Как было: Лица без гражданства, попадающие в ЦВСИГ, не имеют действительных паспортов (в лучшем случае у них есть паспорт гражданина СССР). Чтобы их выдворить, необходимо получить из посольства страны, в которую предполагается выдворение, временный паспорт для пересечения границы (свидетельство на возвращение). Но такие документы посольства выдают только своим гражданам. Когда посольство той или иной страны отвечает администрации ЦВСИГ, что не может выдать такому-то свидетельство на возвращение, так как он не является ее гражданином, дальнейшее пребывание этого человека в ЦВСИГ теряет законное основание, так как его выдворение становится невозможным. Тем не менее, лица без гражданства продолжают находиться в ЦВСИГ до окончания срока давности исполнения административного наказания, который по КоАП составляет 2 года. Содержание в ЦВСИГ из обеспечительной меры для выдворения превращается для них в дополнительное, не предусмотренное законом и достаточно суровое наказание в виде лишения свободы.

 

Фото из ЦВСИГ Виктора Нигматулина.

Что произошло: 23 мая Конституционный суд РФ постановил внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие, как в КАС, судебный контроль за сроками содержания в ЦВСИГ. До того как поправки будут внесены, все, кто содержится в ЦВСИГ на основании постановлений об административном выдворении, через три месяца после помещения в Центр имеют право обратиться в суд заявлением о пересмотре решения о направлении в ЦВСИГ. Если в суд будут предоставлен документ посольства той страны, из которой прибыл апатрид, что он не является ее гражданином, этот человек должен быть отпущен на свободу.

Что послужило поводом: Постановление было вынесено в результате рассмотрения жалобы в КС адвоката Сети «Миграция и право» Правозащитного центра «Мемориал» Ольги Цейтлиной и адвоката Сергея Голубка по делу лица без гражданства Ноэ Мсхиладзе. В частности Цейтлина и Голубок отмечали, что статьи 31.9 и 31.7 КоАП («Давность исполнения постановления о назначении административного наказания» и «Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания») не дают судам разрешать по существу вопросы о содержании ЛБГ под стражей.

Почему это важно: « Фактически бессрочное содержание ЛБГ в  ЦВСИГах — грубое нарушение одного из основных прав человека — право на свободу и личную неприкосновенность. Решение Конституционного суда позволит положить конец этому позорному явлению. Кроме того, нужно иметь в виду, что большинство из тех ЛБГ, кто сейчас сидит в ЦВСИГ, стали нелегалами по вине государства, которое издав в 2002 году закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», не предусмотрело в нем никаких механизмов легализации граждан бывшего СССР. Так что отправляя их в ЦВСИГ, наше государство наказывает их за свою собственную ошибку. Решение Конституционного суда позволит хотя бы отчасти исправить эту несправедливость. И еще, возможно, не все представляют себе условия пребывания в ЦВСИГ. Это та же тюрьма, с той лишь разницей, что обитатели ЦВСИГ не работают и не имеют права на свидания с близкими. Они многие месяцы пребывают в полном бездействии, без занятий и развлечений, без связи с внешним миром (у них нет ни радио, ни телевидения, ни интернета, лишь в некоторых ЦВСИГах есть небольшие библиотеки). Они испытывают серьезные и ничем не оправданные моральные страдания. Так что значение решения Конституционного суда 23 мая невозможно переоценить», – комментирует член Комитета «Гражданское содействие» Елена Буртина.

Мнение ЛБГ: «Честно говоря, это долгожданное и разумное решение. Можно даже сказать, выстраданное. Приоритетной задачей начальства ЦВСИГ является добиться того, чтобы ЦВСИГ не был переполнен, а на данный момент, там, где я нахожусь, 70 человек, и треть из них – лица без гражданства. А Центр рассчитан на 37-45 человек», – комментирует лицо без гражданства Виктор Нигматулин, уже больше двух лет находящийся в ЦУВСИГе.

Елена Буртина, Комитет «Гражданское содействие»