Легко ли покинуть территорию России?

Сегодня мы публикуем письмо председателя Комитета «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной доценту НИУ ВШЭ Виктору Михайлову, который выступил юристом по делу гражданина Нигерии Увангуе Хадсона Эбува в Конституционном суде. Напомним, Увангуе Хадсон Эбува обратился в Конституционный суд с жалобой на законы «О государственной границе» и «О порядке въезда и выезда из России», которые не дали ему выехать из страны даже при наличии разрешения на временное проживание.

Уважаемый Виктор Камоевич!

По поводу Вашего обращения о возможности покинуть территорию Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства могу сообщить следующее.

Проблема выезда из России для иностранных граждан, не имеющих законного правового статуса на территории РФ, стоит очень остро. По этой проблеме в нашу организацию обращаются десятки заявителей. Она касается как лиц, долгие годы нелегально проживавших в России, так и тех, кто незначительно, на одни или двое суток, превысил срок действия визы или иной формы разрешения.

В частности, в таком положении оказываются десятки лиц, незаконно находившихся в России в результате многочисленных неудачных попыток получить статус беженца. В случае их переселения в третью безопасную страну, которая предоставляет им убежище, Пограничная служба РФ не разрешает им пересечь границу, несмотря на действующую визу принимающего государства. (Отметим, что по данным ФМС России статус беженца предоставлен в Российской Федерации всего 795 лицам, в том числе 282 гражданам Украины, 371 гражданину Афганистана, 2 гражданам Сирии. Кроме того, 330 тысяч граждан Украины и 3 тысячи граждан других стран имеют временное убежище сроком на один год).

Другая, еще более массовая, группа – иностранные граждане, прибывшие в Россию по визе учиться или работать еще в советское время. Из года в год они обновляли свои национальные документы в посольстве и виза им продлевалась. Многие из них обзавелись в России семьей, их гражданские или официально зарегистрированные супруги и дети нуждаются в них. Однако изменившаяся политическая ситуация в России и в мире привела к тому, что их паспорта утратили силу и не могут быть выданы или продлены в посольстве. Возвращение на родину за получением нового паспорта стало опасным, а, когда опасность миновала, выехать оказалось уже невозможно, поскольку законное пребывание на территории России уже было утрачено.

К тем, кто задержался в России на несколько дней из-за утраты документов, по болезни или небрежности, применяется тот же подход: просто покинуть территорию России, даже уплатив штраф, они не могут.

Часть 2 статьи 27 Конституции РФ гласит: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию». Таким образом, существующее положение противоречит Конституции РФ.

Для выезда с территории РФ иностранного гражданина, незаконно находящегося в России, есть два механизма.

Первый состоит в получении так называемой транзитной визы, которая выдается на короткий срок и дает возможность беспрепятственно покинуть Россию. Фактически, это выездная виза, ее дают органы ФМС субъектов РФ. Но, согласно нашему опыту, они это делают исключительно по поручению руководства ФМС России. Поэтому в каждом случае нам приходится обращаться в ФМС, используя наше многолетнее сотрудничество. Однако с каждым годом нам удается это все реже.

Второй и наиболее часто используемый механизм, на наш взгляд, нелеп, кроме того, его реализация требует много времени и сил. Намеренный покинуть Россию иностранный гражданин вынужден добиваться получения судебного постановления о своем административном выдворении из России, согласно статье 18.8 КоАП (нарушение порядка пребывания на территории РФ).

Нам постоянно приходится слышать о том, что сотрудники миграционных органов предлагают иностранным гражданам самим обратиться в суд за получением такого постановления. Очевидно, что это невозможно: суд не может рассматривать дело о нарушении по инициативе самого нарушителя. Поэтому иностранному гражданину приходится обращаться в миграционный орган с «явкой с повинной». Там ему назначают время для составления протокола о нарушении, потом его везут в суд, где судья должен рассмотреть заявление о нарушении статьи 18.8 КоАП. Суд принимает постановление, которое вступает в силу только по истечению срока обжалования. При этом, наказание для нарушителя может ограничиваться штрафом с выдворением или без него. Такое постановление суда служит основанием для того, чтобы иностранный гражданин получил, наконец, право покинуть территорию России.

Иностранные граждане, приехавшие в Россию в гости или с туристической целью, застревают на нашей территории на долгое время – месяц и более. Они жалуются нам на то, что у них возникают проблемы на работе, отсутствуют средства на питание, жилье и лечение.

Надо учитывать, что административное выдворение автоматически влечет за собой запрет на въезд на территорию РФ сроком на пять лет. Для людей, у которых в России остается семья, это очень жестокое наказание, от которого страдают супруги и дети.

Кроме того, согласно части 3 статьи 18.8 КоАП выдворение не имеет альтернативы, если нарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области. Такое положение недопустимо само по себе, поскольку нарушает конституционный принцип равенства перед законом.

По этой причине многие иностранные граждане предпочитают продолжать незаконно проживать на территории России, не решаясь начинать процедуру легализации.

В каждом случае обращений в нашу организацию по описанной проблеме, будь то задержавшиеся гости, деловые партнеры, или давно утратившие легальный статус супруги наших граждан, нам приходится употреблять огромные усилия для того, чтобы найти наименее травмирующий способ ее решения. Огромную дополнительную нагрузку несут также миграционные и судебные органы.

По нашему твердому убеждению, создавшаяся ситуация имеет негативные последствия не только для нарушителей и их близких. Она приводит к возникновению коррупционных схем: получение транзитных виз, ускорение процессов выдворения и облегчение наказания за «вознаграждение». Также за плату иностранные граждане договариваются о явке с повинной в управлениях ФМС, не указанных в части 3 статьи 18.8 КоАП субъектов РФ. Таким образом, они избегают решения о выдворении.

Нам представляется, что решением проблемы было бы простое взимание штрафа с иностранных граждан, решивших добровольно покинуть территорию РФ. Процедура может занимать не более суток: сотрудник миграционного органа составляет протокол о нарушении, выписывает квитанцию на оплату штрафа и после оплаты штрафа выдает нарушителю транзитную визу на несколько дней.

Председатель Комитета «Гражданское содействие», член Совета Правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина.

Фото: © РИА Новости. Виталий Аньков.