Как обучать и адаптировать детей мигрантов?

Проблемы, возникающие при зачислении детей мигрантов в российские школьные учреждения, обсудили в ОП РФ

25 января Комиссия Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом провела круглый стол «Проблемы социальной адаптации и интеграции детей мигрантов в Российской Федерации, доступ детей мигрантов к получению образования в российских школах».

На круглом столе собрались общественные деятели, представители органов государственной власти и руководители школ, которые обсудили актуальные вопросы получения детьми иностранных граждан образования на территории РФ, проблемы, возникающие при зачислении детей мигрантов в российские школьные учреждения, и пути их решения, а также вопросы адаптации и интеграции детей мигрантов на территории России.

«Все, кто занимается вопросами миграции, понимают, что мигранты должны быть максимально адаптированы и интегрированы в общество. Но взрослые — это одно, а дети — совсем другое, и, будем откровенны, вокруг этого возникает очень много споров и конфликтов. Кому-то не нравится, что их дети обучаются в одном классе с детьми мигрантов, кто-то жалуется на то, что их ребенка не принимают в школу, а кто-то говорит о том, что в школах не хватает мест даже для российских детей, не говоря уже об иностранных», — рассказал член ОП РФ Владимир Шапошников.

Начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства науки и образования РФ Светлана Ермакова напомнила, что в законе об образовании прописаны нормы, которые определяют обязательность получения общего образования всеми гражданами, в том числе иностранными, которые прибывают в страну на законных основаниях.

Тем не менее, на заседании нашли пробелы в законодательстве, о которых рассказал Арсений Парфенов, директор Центра языкового тестирования СПбГУ. По его словам, это и отсутствие единого подхода к интеграции детей мигрантов и их социокультурной адаптации в России; и отсутствие закрепленного срока пребывания ребенка-мигранта на территории принимающей страны, аналогичного сроку, предписанному его родителям; и отсутствие комплексных научно обоснованных исследований специфики интеграции детей мигрантов в российское общество.

Эксперт также посетовал на отсутствие комплексного исследования проблемы интеграции детей мигрантов в российское общество. По его словам, такое исследование могло бы стать достаточной научной базой для решения задач, поставленных руководством страны.

Директор секретариата Российского общества преподавателей русского языка и литературы Александр Коротышев обозначил еще одну проблему — это полное отсутствие научно-методических источников, посвященных вопросам оценки качества преподавания русского языка в образовательных учреждениях России.

Об основных барьерах при реализации права на образование в России подробно рассказал Константин Троицкий из комитета «Гражданское содействие».

Среди перечисленных проблем были страх выдворения и лишения шанса получить убежище, затрудненность (а порой и невозможность) получения образования без знания русского языка, а также острый дефицит бесплатных курсов и школ русского языка. По его словам, барьером для получения образования часто является требование доказательства легальности нахождения и регистрации по месту жительства или пребывания.

Завершая заседание, Владимир Шапошников призвал участников и всех заинтересованных лиц прислать все свои предложения и замечания, чтобы разработать рекомендации для профильного министерства. Он заверил, что это не последний круглый стол на эту тему, и следующее мероприятие будет проведено уже на основе присланных материалов.

Пресс-служба Общественной палаты РФ